Буддийские монашеские одеяния. Цвет одежды буддийских монахов — что он означает? Способ ношения одежды

Дунчен - большая труба

Его изобрели тибетские мастера. Когда в Тибет пригласили Досточтимого Жово Атишу, то для оказания почтения величайшему Пандите сиятельный князь Жанчуп Од устроил музыкальное представление, подношение звуков большой трубы. Сейчас в наше время эта традиция не исчезла и на приемах высокообразованных Учителей проводится та же церемония. Когда танцуют Чам во время больших праздников так же используют большую трубу.

Размер большой трубы варьирует от 7 до 3 локтей в длину. Узкое отверстие мундштука постепенно расширяется к раструбу. Он состоит из трех частей, которые аккуратно входят друг в друга. В качестве материала для изготовления используется медь и латунь. Поэтому его другое название Ракдун, буквально в переводе с тибетского рак - латунь, дун - труба. Издаваемые звуки подразделяются на: громкие - мужские и тихие - женские.

Донгак

Донгак, эта часть монашеской одежды не использовалась в Индии, а только в Тибете. Из-за высокогорного, холодного климата Донгак служил своего рода рубашкой без рукавов. Он похож на шкуру с головы слона, слон считается сильным животным, поэтому монах, надевающий эту одежду, создаёт предпосылку для того, что бы в будущем обрести мощь для отбрасывания негативной кармы и увеличения добродетели подобно могуществу слона. Наплечники заменившие рукава напоминают слоновьи уши. Во времена Ландармы, когда Учение было приведено в упадок. Для проведения обряда посвящения в монахи (Бхикшу) нужно было четыре монаха. Но в Тибете нашлось только трое. И они были вынуждены пригласить четвертого из Китая. И поэтому в знак уважения наплечники по контуру обшиты, синей тесьмой, по этой же причине монашеские одежды Намджяр и Лагой обшивают синими нитками. Так же раньше существовала традиция делать на нижнем конце тесьмы петельку, куда монахи просовывали большой палец руки, дабы не размахивать беспечно руками во время ходьбы.

Шамтап

Шамтап, это нижняя монашеская одежда. Одевают ее только послушники - Шраманеры и монахи - Бхикшу. Как проповедовал Будда Гаутама: "одевайте шамтап со смыслом и порядком" !Все детали этого одеяния имеют сокровенный смысл, он состоит из соединенных прямоугольных кусочков ткани, каждый из которых символизирует определенное обязательство из обета данного монахом. Например, Шраманеры имеют 36 обязательств, а Бхикшу по 253, на что и указывает число прямоугольников на шамтапе. Его можно не снимать даже во время сна.


Зэн.

Повседневная накидка из красного материала шириной два локтя, длинной от пяти до десяти локтей соответственно по росту монаха.

Когда перед ступой Будда отрекся от жизни в миру, он скинул мирскую одежду и облачился в монашескую, которую ему поднесли небожители. И после этого его последователи-ученики облачились в точно такие же одежды. Во-первых, для того чтобы было различие между монахами и мирянами, во-вторых, эти одежды не противоречат обетам Бхикшу. В-третьих, для того, что бы монахи носили эту одежду и не думали о красоте.

Как-то в старину царь Бимбисара встретился с брахманом-иноверцем и ошибочно думая, что он буддийский монах поклонился ему. И поэтому после этого Будда чтобы различать тиртиков и буддийских монахов-Бхикшу ввел такие одежды как "Намджяр" и "Лагой", из квадратных лоскутков. В настоящее время в северном Буддизме их редко одевают в повседневной жизни. Они используются во время проведения ритуала очищения-Соджонг. И также во время проповедования или слушания Учения. "Лагой" и "Намджяр" одинаковы по размеру, но различаются цветом, одно оранжевое, а второе желтое. Первое предназначено всем принявшим монашеские обеты, второе только для монахов принявших полное посвящение Бхикшу.

Источник - книга монахов из монастыря ДРЕПУНГ ГОМАН САМЛО КАНЦЕН

Показывает: какой сегодня лунный день; что благоприятно делать, а что нет; какие сегодня праздники и пр.


Рассылка «Новости буддизма в Санкт-Петербурге»

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(0, 0, 0, 0); padding: 5px; width: 200px; max-width: 100%; border-radius: 9px; -moz-border-radius: 9px; -webkit-border-radius: 9px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 190px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}
Чтобы получать свежие новости и тексты учения на свой email.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Если вы интересуетесь буддизмом, то наверняка заметили, что у буддийских монахов разных стран одежда не одинакового цвета. Почему у одних она оранжевая, у других – бордовая, а у третьих и вовсе белая?

Сегодня мы расскажем про цвет одежды буддийских монахов все: как она называется, с чем связана такое разнообразие цветов и в чем отличия, например, между японским монахом и тибетским ламой.

Название одежды

Наступил главный момент в жизни юного буддиста – торжество по случаю посвящения в послушники. Он отрекается от мирских удовольствий, принимает строгие обеты и с этих пор становится монахом. Вместе с этим титулом ему вручается специальная одежда, довольно аскетичная, но такая почетная для него – пряча индивидуальность, она выдает в нем члена общины.

Далеко не многие знают, как называется одеяние монаха.

Такая одежда носит название «маньи» в Китае, а «кашая» в остальном буддистском мире. В переводе с того же китайского «кашая» значит «неяркий цвет». Поэтому облачения монахов обычно неброские, и если даже цвет выбран довольно яркий, используется его приглушенный оттенок.

Кашая уникальна – она минималистична, но при этом сделана так, чтобы ее обладатель чувствовал себя комфортно. Она одевается в три слоя:

  • нижняя одежда (в качестве нижнего белья) – антарваса;
  • верхняя – уттарасанга;
  • внешняя (накидка) – самгхати.

Почему цвета разные

Раньше одежда составлялась из тряпок, а в качестве красителя использовалась органика: земля, растения, древесина. Современные технологии вносят свои коррективы, и сейчас разрешается использовать синтетические ткани, ненатуральные краски и даже носить привычное нам белье. Однако цвет кашаи остается традиционным.

Общепризнанный цвет буддизма – оранжевый. Он несет в себе отречение от порочных качеств: страсти, желания, гнева, зависти, злости. В свое время его надел на себя сам Учитель Шакьямуни.

Сегодняшний выбор цвета обусловлен исторически и географически. Все очень просто: одежда была такого цвета, какой мог придать ей органический недорогой краситель в непосредственной близости от храма. Естественно, в зависимости от местности цвет менялся, а впоследствии он закрепился за каждой территорией, монастырем или целой школой буддизма.

Тхеравада

Традиция тхеравады простирается на территории Мьянмы, Таиланда, Шри-Ланки. Расцветки здесь многообразны – от оранжевого, желтого и горчичного до коричневого и бордового.

В Мьянме больше всего распространен бордовый цвет, который иногда достигает баклажанного тона. Считается, что это означает смирение и готовность полностью отдаться вере.

Таиланд чаще всего пестрит желтым и оранжевым, которые несут в себе хорошую энергию и символизируют полную покорность Будде.


Наблюдается такая закономерность, что монахи в поселениях – деревнях, селах, городах – чаще всего облачены в кашаи желтого и оранжевого цвета, а послушники лесных монастырей – в цвета темнее.

Махаяна и ваджраяна

Буддийская философия толка имеет широкую географию: от границ Индии до российских республик – Бурятии, Калмыкии – захватывая Тибет и Монголию. Здесь используются практически те же цвета, что и в махаяне – от контрастного оранжевого до темного коричневого.

Выбор – бордовый, который, впрочем, может варьироваться от красноватого до шоколадного. Нередко можно увидеть сочетание с ярким желтым или горчичным.


В России тоже придерживаются скромных, темных цветов.

Иногда можно встретить индийских монахов в одеяниях, сшитых из белой материи. Это не имеет ничего общего с трауром, как обычно принято в Индии – применительно к буддизму это символ матери, очищения, света, благих мыслей.

Дзен

А точнее Сото-дзен, охватил дальневосточный регион – китайские, корейские, японские земли.

Китайские монахи предпочитают темный: черный, коричневый, серый – что говорит о готовности свято чтить все традиции. Желтый цвет в этих широтах был сразу отвергнут, ведь он ассоциируется с властью императора.


В Японии отдают предпочтение черному, особенно в тандеме с белым. А корейские послушники облачены в серый верх с бордовой накидкой – признак самоотверженного послушания и рьяного служения.

Заключение

Интересно, как буддийское учение, перетекая из одного течения в другое, видоизменялось, вбирало в себя новые веяния реальности, синтезировалось с другими идеями, и в каждой стране приобретало свой оттенок. Разными красками оно заиграло и в такой, казалось бы, мелочи – цвете монашеской кашаи.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Будем благодарны, если вы порекомендуете статью в социальных сетях!

В данной статье сделана попытка отследить истоки и причины формирования и изменения внешнего облика буддийских монахов традиций Тхеравады, Махаяны и Сото-дзен 1 .

Принятия монашества предполагает смену образа жизни, соблюдение специальных правил поведения и следование определенным канонам. Описание и объяснение этих об­ластей жизнедеятельности новопосвященному монаху передается устно и имеет фиксацию в канонических текстах.

В буддийской традиции каноническим текстом правил поведения, образа жизни и внешнего вида для монахов/монахинь является «Виная»(Vinaya) 2 . В большинстве традиций буддизма дисциплинарные правила на 80 % совпадают. Древнейший корпус текстов Винаи принадлежит к традиции Тхеравада.

Традиция Тхеравада

Каноническим текстом этой буддийской традиции являются Виная-питака 3 .Это - сбор­ник текстов, касающихся правил поведения в повседневной жизни сангхи 4 - общины бхиккху (получивших посвящение монахов) и бхиккхуни (получивших посвящение монахинь). В него входит полный набор правил сангхи, а также истории происхождения каждого правила и подробное описание того, как Будда решал вопрос сохранения общей гармонии в большой и разнородной духовной общине. Эти правила подытоживаются в разделе «Сутта Вибханга», в части «Пратимоккха», где их количество составляет для бхиккху (монаха) 227 правил и 311 - для бхиккхуни (монахини).

Традиция Махаяна

Корпус Виная традиции Махаяны открыт по большей части для монахов. В тибетской махаянской традиции не рекомендуется читать эти тексты мирянам. Такая рекомендация не является строгим запретом. Она вызвана желанием уберечь мирян от соблазна испытывать и контролировать монахов в соблюдении их монашеских обетов.

Традиция Дзен

Основной текст японской традиции Сото-дзен датируется 13 веком н.э. и носит на­звание «Себогензо (Шобогензо)» (Shobogenzo), что переводится как «Сокровищница ока истинной Дхармы». Его автором считается Мастер Доген. Правила поведения и внешнего вида монахов в наши дни описаны в коротком тексте мастера Тайсена Дешимару «Правила поведения в Доджо».

Условия и причины возникновения правил для монахов

Целью правил поведения и внешнего вида монахов была необходимость «… обеспечить долгую жизнь учению Будды, подобно тому, как нить, связывающая вместе цветочные укра­шения, обеспечивает, чтобы цветы не были рассеяны ветром».

Вот как описаны эти условия для создания правил-наставлений:

когда ментальные загрязнения (асава) дадут о себе знать в общине, возникнет не­обходимость в правилах Пратимокши.

В Бхаддали - сутте Будда перечисляет пять таких условий:

…Когда живые существа начали вырождаться, и истинная Дхарма начала исчезать … Учитель установил правила поведения как средство противодействия таким условиям… Эти условия не возникали до тех пор, пока община не стала большой (1). Но когда община стала большой, создались условия, способствующие подъему ментальных загрязнений в общине…. Когда община стала обладать большими материальными средствами (2),…высоким статусом в обществе (3),…большим корпусом учения (текстов) (4),…когда община просуществовала уже долгое время (5)…

В том же тексте дано обоснование необходимости этих правил десятью причинами:

для совершенства сангхи (1), для мира в сангхе (2), для воздержания от бесстыдства (3), для удобства хорошего поведения бхикшу (4), для подавления загрязнений, относящихся к прошлой жизни (5), для предупреждения загрязнений, относящихся к будущей жизни (6), для порождения веры в неверующих (7), для усиления веры верующих (8), для утверждения истинной дхармы (9) и для воспитания учеников (10).

В комментарии к тексту «Буддийский монашеский кодекс» причины классифицируются на три типа:

Первые два являются внешними: обеспечить мир и правильное поведение внутри соб­ственно сангхи и воспитывать и защищать веру среди мирских последователей буддизма. Причины третьего типа являются внутренними: помочь контролю и предотвращению ментальных загрязнений у каждого отдельного монаха.

Там же оговаривается что, «… Будда не установил весь свод правил одновременно. На­против, он формулировал правила одно за другим, в ответ на отдельные конкретные со­бытия. В каноне сохранились все случаи, по поводу которых было сформулировано то или иное правило, и часто знание этих «историй происхождения» может помочь в понимании смысла того или иного правила».

Правила, касающиеся монашеского одеяния.

Среди правил-наставлений обозначена часть правил, касающихся непосредственно монашеского одеяния: его владением, изготовлением и ношением.

В тексте «Буддийского монашеского кодекса» даны рекомендации на: время изготовления одежды и организацию рабочего места; условия принятия и распределения одежды, кусков ткани или денег для приобретения одежды; количество одеяний, одновременно находящихся во владении у монаха; условия дарения и обмена одежды и кусков ткани для одежды другим монахам; размеры одеяния; условия ношения одежды; способ ношения одежд; достойное отношение к одеждам; степень допустимой ценности принадлежностей монаха.

Время изготовления одежды и организация рабочего места

Для изготовления одежды определялось особое время, которое так и называлось - «се­зон одежды». Оно регламентировано в главе «Об изготовлении одежды», части «Васса и катхина 5 привилегии».

… Четвертый лунный месяц сезона дождей - начиная со дня после первого полнолуния в октябре и до следующего полнолуния - назывался «сезоном одежды». В ранние период существования буддийского монашества, когда большинство монахов проводило холодный и жаркий сезон в странствиях и оставались на месте только во время сезона дождей, послед­ний месяц этого сезона был идеальным временем для подготовки одежды к последующим странствиям. Это время также было самым подходящим временем для мирян, которые близко познакомились с монахами за время сезона дождей, чтобы проявить свое уважение и почитание к ним поднесением им одежды или ткани для изготовления одежды.

Условия принятия и распределения одежды, кусков ткани или денег для приобрете­ния одежды

Любая одежда, пожертвованная в определенный монастырь в течение этого периода (сезона дождей), могла быть разделена только среди монахов, которые провели в нем весь сезон дождей, и ни с каким вновь пришедшим монахом.

Если число монахов, проведших сезон дождей в определенном монастыре, превышает пять человек, они также получают право участвовать в церемонии катхина, во время которой они принимают подарки ткани от мирян, отдают их одному из своих членов и затем всей группой делают из нее одежду до рассвета следующего дня…

… Когда монах закончил изготовление одежды и его катхина-привилегия не действи­тельна, если после этого ему преподносят кусок ткани, он может принять его, если желает. Приняв его, он должен немедленно изготовить из него предмет одежды. Если ткани недо­статочно, он может хранить ее не более месяца, надеясь восполнить недостаток. Если этот срок превышен, это требует расплаты и признания….

… Если какой-либо монах выпрашивает одежду у мужчины или женщины - домохозяев, не родственных ему, за исключением надлежащих случаев, это требует расплаты и признания. Надлежащие случаи здесь таковы: одежда монаха украдена или сильно повреждена.

… За десять дней до полной луны третьего месяца Каттика в октябре, если одежда «на­стойчиво» преподнесена монаху, он может принять ее, если считает, что она преподнесена «настойчиво». Если он принял ее, он может держать ее на протяжении всего сезона одежды. После этого срока, она (хранение этой одежды) требует расплаты и признания…

… В случае, если царь, царский министр, брахман или домохозяин пошлет денежный взнос для какого-либо монаха через посланника, сказав: «Купив одежду на эту сумму, обе­спечь такого-то монаха одеждой»; и когда посланник, прибыв к монаху, сообщит ему: «Эта денежная сумма была послана для пользы уважаемого. Пусть уважаемый примет эти день­ги», тогда монах должен ответить так: «Мы не принимаем деньги, мой друг. Мы принимаем одежду (или ткань), соответствующую определенному сезону»…

Количество одеяний, одновременно находящихся во владении у монаха

Буддийским монахам разрешалось иметь только один комплект одеяний «тивара» («чи-вара», «тичевара»: с языка пали «три одеяния»): нижнюю - антаравасака (яз. Пали), сабонг (тайск. яз), верхнюю - уттора санга (яз. Пали), «внешнюю» - сангати (яз. Пали, тайск)

Дополнительные и излишние предметы одежды, для сохранения, допускалось хранить под так называемым «двойным владением». В таком случае монах формально разделял право собственности на такой предмет одежды с другим монахом, монахиней или по­слушником. Такой предмет не считался излишним предметом одежды и мог храниться неограниченно долго, однако перед использованием такого предмета двойное владение следовало отменить.

Условия дарения и обмена одежды и кусков ткани для одежды другим монахам

… Если какой-либо монах принимает одежду или ткань от монахини, не родственной ему, - за исключением случаев обмена, - это требует расплаты и признания.

… Если какой-либо монах, собственноручно отдав предмет одежды или ткань другому монаху, затем, будучи разгневанным и недовольным, будет отнимать - или отнимет - ее назад, это требует расплаты и признания.

… Если какой-либо монах, поместив ткань или предмет одежды под двойное владение с другим монахом, монахиней, послушником или послушницей, затем использует его без отмены двойного владения, то такой поступок требует признания…

… Если какой-либо монах дает монахине, не родственной ему, ткань для одежды, за ис­ключением случая обмена, такой поступок требует признания.

… Если какой-либо монах изготавливает или изготовил одежду для монахини, не род­ственной ему, такой поступок требует признания.

Размеры одеяния

… Когда какой-либо монах изготавливает ткань, которой оборачивают тело во время бо­лезни, она должна иметь стандартный размер. Стандарт здесь таков: четыре «локтя Сугаты» в длину, два локтя в ширину. Если имеется избыток, он должен быть отрезан, а нарушение признано.

… Когда какой-либо монах делает одежду для купания под дождем, она должна иметь стандартный размер. Стандарт здесь таков: шесть «локтей Сугаты» в длину, два с половиной в ширину. Если имеется избыток, он должен быть отрезан, а нарушение признано.

… Если какой-либо монах имеет одежду, по размеру равную или большую, чем одежда Сугаты, избыток должен быть отрезан, а нарушение признано. Размер одежды Сугаты здесь таков: девять «локтей Сугаты» в длину, шесть «локтей Сугаты» в ширину. Таков здесь размер одежды Сугаты 6 .

Условия ношения одежд

Когда монах принял новую одежду, она должна быть помечена одним из трех цветов: зеленым, коричневым или черным. Если монах использует новую одежду, не пометив ее этими цветами, то такой поступок требует признания…

… Когда монах закончил изготовление одежды и его рама разрушена (его катхина-привилегия недействительна); если после этого он живет отдельно от любой из своих трех одежд хотя бы одну ночь, - если это не утверждено монахами, - это требует признания и расплаты.

Если какой-либо монах использует одежду, выстиранную, окрашенную или вычищенную монахиней, не родственной ему, это требует расплаты и признания.

Способ ношения одежды

Раздел «Секхия» 26 правил относительно надлежащего поведения, фиксирует способ ношения одежды, когда кусок ткани, без дополнительного кроя, драпируется вокруг тела при помощи скручивания или узлов.

… Я буду носить нижнюю /верхнюю/ одежду, обернутую вокруг тела: это правило должно соблюдаться.

… Я буду ходить /сидеть/ хорошо одетым в людном месте: это правило должно соблю­даться.

Под выражением «хорошо одетым» здесь имеется ввиду максимально закрытым тело: шея, грудь, руки - до запястья, ноги - ниже колен на несколько пальцев (количество пальцев варьируется в зависимости от монастырских внутренних правил).

Достойное отношение к одеждам

Из главы «Об алкогольных напитках».

… Если какой-либо монах прячет или спрятал чашу, одежду, футляр для иголок или пояс другого монаха - хотя бы в виде шутки - то такой поступок требует признания.

… Если какой-либо монах намеренно обращает на себя подношения, которые предна­значались сангхе, это требует расплаты и признания…

Степень допустимой ценности принадлежностей монаха

В случае, если у мужчины или женщины - домохозяев есть ткачи, которые делают для них полотно, и если монах, определенно не приглашенный для этой цели, придет к ткачам и будет давать им указания относительно ткани, говоря: «Эта ткань, друзья, должна быть соткана для моей пользы. Сделайте ее длинной, сделайте ее широкой, сотките ее ровно, плотно, и, возможно, я вознагражу вас за это каким-нибудь небольшим подарком», - и если впоследствии монах вознаградит их каким-либо небольшим подарком, пусть даже пищей, собранной подаянием, эта ткань требует расплаты и признания.

Если неродственные монаху мужчина или женщина - домохозяева преподносят ему много кусков ткани, он может взять не больше, чем надо на верхнюю и нижнюю одежду. Если он примет больше, это требует расплаты и признания.

В случае, если мужчина или женщина - домохозяева приготовили определенную сумму денег для неродственного им монаха, думая: «Купив одежду на эти деньги, я обеспечу такого-то монаха одеждой”; и если монах, определенно не приглашенный для этой цели, придет к домохозяину и будет делать намеки относительно одежды, говоря: «Это было бы в самом деле хорошо, если бы вы обеспечили меня одеждой такого и такого образца», - из желания получить что-нибудь красивое, - тогда этот предмет одежды требует расплаты и признания.

Из главы «О сокровище».

Если какой-либо монах имеет футляр для иголок, сделанный из слоновой кости, кости или рога, то такой поступок требует признания, а футляр должен быть разбит.

Особое отношение к монашескому одеянию

Кроме «технических наставлений» в канонических текстах зафиксировано и рекомен­довано для монахов особое отношение к монашескому одеянию:

1. Одеяние как символ традиции.

Одеяние передавалось от учителя к ученику в течение тридцати трех поколений, пока не попало к Хуэй-нэну. Непосредственно передавались его форма, цвет, размеры. После этого дхармовые преемники Цин-юань и Нань-юэ, непосредственно передавая Дхарму, сшили и стали носить Дхарму патриархов 7 . Учение о том, как стирать и носить одеяние, было известно только тем, кто учился у наставника, непосредственно передававшего это учение. .. 8

2. Одеяние как предмет поклонения.

… Хуэй-нэн, дзенский наставник Да-цзянь, получил одеяние от Хун-жэня на горе Ху-анмэйшань и сохранил его до конца своих дней. Это одеяние по-прежнему храниться в святилище манастыря Баолиньсы на горе Цаосишань, где он проповедовал.

Императоры одного поколения за другим просили, что бы одеяние было передано во дворец. Когда одеяние посылалось во дворец, люди поклонялись ему и совершали подно­шения. Таким образом, одеяние почитали как священный предмет…

… в том чтобы увидеть одеяние Будды, услышать его учения и совершить подношение, заслуг больше, чем в обладании мириадам миров. Быть правителем государства, в котором есть одеяние, есть рождение, наивысшее среди бесчисленных рождений и смертей. По ис­тине, это самое лучшее рождение…


3.
Одеяние как способ соответствия канону-образу.

… тот, кто непосредственно получил кашая 9 от учителя, не похож на того, кто не по­лучил его. Поэтому, когда дэвы или люди получают одеяние, они должны получать одеяние истинным образом переданное патриархами 10 .

Принцип адаптации канонизированных одеяний монахов

Принцип адаптации канонизированных форм одежд для монахов определенной традиции состоит в корректировке изначального образа-легенды (канона-нормы) под воздействием изменения разных факторов.

К таким факторам можно отнести:

Изменение климатических условий - например, монах поменял место жительства и переехал из теплого климата в более суровый;

Дополнительные социальные условия жизни монаха - например, монах вынужден нести светскую службу в миру;

Историко-политические обстоятельства - например, смена господствующей власти и вынужденная конспирация для монахов;

Культурно-национальные особенности комплектности и вида одежд - например, дра­пированный вид одежд;

Технические возможности, которыми обладает монах для изготовления одежды - на­пример, наличие инструментов и умение ими пользоваться;

Технологические возможности предоставляемые монаху при изготовлении (выбору) одежды уровнем развития цивилизации - например, механизированные швейные мастер­ские, промышленное массовое производство одежды.

Автором были отмечены две тенденции изменения канона внешнего вида: выборочное использование современных существующих форм и конструирование новых видов одежды. Обе тенденции ориентируются на традиционный канон внешнего вида мо­нахов по цвету, крою и сырью.

Проанализировав переводы на русский язык канонических текстов выбранных традиций буддизма, материалы по изобразительному искусству буддизма и осуществив интервьюи­рование монахов, можно сделать определенные выводы:

1. Монашеское одеяние и в современное время является символом Традиции.

  • При посвящении в монахи-буддисты происходит обязательная торжественная передача монашеского одеяния.
  • В традиции Тхеравада (Бирма) при посвящении в монахи организуют церемонию Щинпью, которая является костюмированной инсценировкой канонической истории Будды, принца Сидхартхи Гаутамы, ушедшего из дворца в поисках Истины.

В день церемонии посвящаемых облачают в костюмы царевичей, головы увенчивают коронами. На лице рисуют круги с расходящимися лучами - символами солнца, в знак того, что династия правителей шакьев, к которой принадлежал Будда, считается «солнечной», ведущей свой отсчет от «повелителей Солнца».

  • В современных сложных политических условиях иногда монахи/монахини прибегают к десакрализации образа при сохранении обетов - «снятию одежд». Эта вынужденная мера также была предусмотрена в «Винае». Для возобновления права ношения монашеских одежд, нужно совершить особую церемонию «покаяния».

2. Из существующих сейчас традиций ношения монашеских буддийских одежд, тхеравадинская традиция является самой аутентичной.

3. В традиции Сото-дзен элементы монашеского одеяния являются символом линии преемственности патриархов 11 .

Ракусу 12 (маленькая походная кеса или кашая) шьется вручную и имеет шелковый под­клад, на котором мастер пишет имя посвящения монаха/монахини и поименно перечисляет линию преемственности мастеров от Будды до себя. Получающий такую ракусу оказывается включенным в линию преемственности патриархов и оказывается под их защитой.

4. Канонический облик монаха-буддиста имеет региональные отличия, которые про­являются:

- в цветовом решении одежд при сохранении «номинации» «цвета земли».
Традиция Тхеравада: Таиланд, Шри-Ланка, Бирма: цвет - горчичный, коричневый, оран­жевый (городские монахи), бордо («лесная» традиция).

Традиция Махаяна: Индия, Тибет, Бурятия, Монголия, Калмыкия: цвет - оранжево-желтый и бордо.

Традиция Чань-Дзен: Китай: цвет - темно-коричневый, серый, черный. Корея: цвет - серый и бордо (узкая накидка). Япония: цвет - черный и белый.

- в комплектности и названиях монашеского набора одеяний.


Традиция Тхеравада
:

Три одежды у монахов:

нижняя «юбка» - антаравасака (пали), сабонг (тайск яз), имеет форму малого прямоу­гольника и драпируется вокруг талии, фиксируясь накладным поясом (см. рис. 1).

верхняя накидка - утторасанга =тивара (пали)=чивон(тайск яз), имеет форму большого прямоугольника, драпируется на теле разными способами (см. рис. 2,3 и 4).

«внешняя» накидка - сангати (пали) - шьется так же как - утторасанга, но из более плотных тканей. Она играет роль верхней одежды: носится как плащ во время холодов, а в другое время - задрапированная в полосу перебрасывается через левое плечо (см. рис. 5).

К неканонической современной одежде монахов относится ангса (пали) - «безрукавка» на одно (левое) плечо, она имеет разный крой и фасон, с карманами, вырезами, допускается использование «липучки» или «молний».

Сингальские монахи вместо «безрукавки» носят рубашку с рукавами (см. рис. 6).

Вьетнамская традиция (Анам-никая) имеет отличия в одеждах монахов:

нижняя «юбка» заменена широкими свободными брюками «кангкэнг» (тайск яз), а «без­рукавка» - рубашкой с длинными свободными рукавами на 3 или 5 пуговицах - «сыа». Эти две одежд носят внутри монастыря (см. рис. 7).

На практику или церемонию поверх них одевают длинный «халат» анг-хо (см. рис. 8) и тивара на левое плечо (см. рис. 9).

Первоначально в традиции тхеравада одеяние монахини было схоже с мужским-монашеским, но имело четыре вещи, так как использовалась дополнительная рубаха, за­крывающая правое плечо. В современное время в этой традиции преемственность в линии передачи женского монашества прервана. Это отразилось и на одежде. Женщины, живущие при монастырях и ведущие монашеский образ жизни, называются «мечи» (ударение на второй слог). Они носят одежды белого цвета, отличные от монахов-мужчин.

Традиция Махаяна (см. фото 1):

Фото 1. Геше-лхарамба Тензин Чомпель из Дрепунг Гоманга с помощником Ратной

Нижнее белье («юбка», рубашка-безрукавка), верхняя рубашка (с «крылышками» на плечах), верхняя «юбка», накидка (см. рис. 10).

В Тибете и ареале тибетского буддизма дополнительно используются особые головные уборы, монахи могут носить рубаху и штаны.

Традиция Сото-дзен (см. фото 2):

Япония: - шата (белая нижняя одежда); коломо (kolomo) (основная черная одежда) с поясом (см. рис. 11); кеса, кашая (англ. «kesaya», санскр. «kashaya»), ракуса (англ. «rakusa»).

5. Монашеское одеяние используется как способ памятования.

В традиции Сото-дзен и по сей день кашая и ракуса изготавливается монахом вручную, по определенным требованиям и в определенных условиях. По качеству исполнения этих одеяний определяется степень концентрации и бдительности монаха.

6. При сохранении внешнего облика, канонизированная комплектность монашеской одежды одной традиции имеет склонность изменяться в зависимости от климатических условий проживания монаха.

В традиции Тхеравада, в Бирме, разрешается сезонное использование дополнительных теплых вещей: теплых накидок, носков, свитеров с обрезанным правым рукавом, рукавиц. В традиции Махаяна, Сото-дзен допускается носить современное нижнее белье.

7. Одеяние является предметом поклонения.

  • Монашескую одежду соблюдают в чистоте и аккуратности. Если на «юбке» больше 10 заплат, одежда должна быть заменена на новую.

Одежду, которая стала непригодна для носки, в тибетской Махаянской традиции реко­мендуют оставлять в «чистых местах» (лес, поле, дерево, горы, река). В традиции Тхеравада (Бирма) такую одежду сжигают.

  • В традиции Сото-дзен существуют особые ежедневные правила хранения и одевания кесы и ракусы.

Хранить одеяния рекомендуется на алтаре в сложенном виде. Если алтаря нет - на «чистом месте» - на уровнем не ниже пояса. Запрещается кесу и ракусу класть на землю, носить на спине, заходить с ними в туалет 13 , оставлять надолго в неположенных местах (вне алтаря).

Ежедневный ритуал одевания состоит из двух этапов:

Свернутую кесу или ракусу снимают с алтаря двумя руками и делают поклон головой вперед, касаясь головой одеяния;

Раскладывают одеяние и трижды в поклоне касаются лбом знака «сото» 14 . Три поклона символизируют Прибежище: Будду, Дхарму, Сангху.

После поклонов-прибежища, кесу или ракусу одевают. При снятии одеяний, ежедневный ритуал проводится в обратном порядке: снимают, делают три поклона, складывают, кладут на алтарь.

Во время медитаций (дзадзен), поводимых в зале Дхармы в монастырях, кесы и ракусы хранят на «малом» алтаре перед залом. Для таких медитаций существует расширенный ритуал одевания:

Перед первым дзадзен, в начале дня, кеса или ракуса не одевается. Они (или кеса или ракуса) приносятся с собой в зал Дхармы и кладутся перед собой на время медитации в сложенном виде. По окончанию медитации все монахи, не выходя из позиции дзадзен, дву­мя руками кладут кесу или ракусу на голову, складывают руки в поклон (гашо) и в таком положении все вместе троекратно вслух читают сутру (молитву) «Кеса»:

Святой убор Вселенной,

Платье Освобожденья,

Благословенно поле без формы.

Жажду освободить всех Существ,

одевая Наставления Будды.

(перевод Александры Рымарь)

После этого следует процесс одевания;

Перед каждой последующей медитацией ракуса или кеса кладется на голову. Сутра «Кеса» три раза произносится монахом/монахиней про себя, потом одеяние надевается.

8. Монашеское одеяние демонстрирует аскетический образ жизни. Монаху/монахине разрешено иметь только один комплект одежд.

9. Основным принципом формирования адаптивного внешнего образа монахов/ монахинь-буддистов в сангхе является принцип невилировки внешнего вида монахов по полу, возрасту, индивидуальности.

10. Отслежены следующие технологические изменения в изготовлении и выборе одеяний современными монахами:

Большая вариативность в используемом сырье материала, идущего на одеяние. Сейчас ши­роко применяются смесовые, синтетические и искусственные ткани (вместо натуральных);

При сохранении традиционного цветового решения одежд, распространено исполь­зование ткани с фабричной окраской анилиновыми красителями (вместо архаичных на­туральных).

11. Отмечена разная степень эстетизации в подходе к индивидуальному изготовлению (выбору) монахом одежды:

Доступность исполнения, то есть, использование легко доступного материала по цвету, сырью;

Очень тщательный выбор ткани и цвета, стремление к эстетизированной достоверности в копировании канонизированного образца по: материалу (натуральное сырье, домотканина); окраске (натуральными красителями);

Эстетизация декора или элементов одежды («заплаты», эффект старения ткани как
доказательство продолжительности практики и аскезы).

В результате анализа перечисленных фактов, можно сделать обобщающий вывод, что монашеское одеяние и на сегодняшний день является одним из элементов нравственно-духовного воспитания монахов-буддистов тхеравадинской, махаянской (тибетской) и япон­ской (сото-дзен) традиций.

1 Тхеравада (произносится как т’эра-вада) или «учение старейших» - одно из направлений буддизма, также называемый южный буддизм. В течение множества веков буддизм Тхеравада является основной религией в континентальной части юго-восточной Азии (Таиланд, Бирма, Камбоджа и Лаосе) и на Шри-Ланке. Сегодня в мире насчитывается около 100 миллионов буддистов Тхеравады. Последние несколько десятков лет уче­ние Тхеравады начало распространяться и в западные страны. Махаяна (буквально Великая колесница) - одно из основных направлений буддизма. Махаяна распро­странена в гималайском регионе, Тибете, Монголии, Вьетнаме и на территории Российской Федерации (Бурятия, Калмыкия, Тыва и ряд других регионов).

Сото-дзен - японская традиция дзен-буддизма, распространена в Японии, в Европе существуют монастыри в Польше и во Франции; основная масса монахов живет около монастыря и приходит в монастырь на практику.

2 Буддийский монашеский кодекс. Перевод и объяснение учебных правил Пратимокши. Сокращенный перевод А. Гунского по книге Thanissaro Bhikkhu «Buddhist Monastic Code of Discipline”. Раздел Секхия (правила поведения).

3 Виная питака объединяет четыре раздела: Суттавибханга, Кхандхака (Махавагга), избранное из Махавагги, Кхандхака (Чулавагга), Паривара.

4 Сангха (санскр., дословно «общество») - будд, община. членами которой являются монахи (биккху) или монахини (биккхуни).

5 Васса-привилегии - привилегия для монахов, осуществивших трехмесячное пребывание в одном мона­стыре, распространяющаяся на распределение ткани и одежды пожертвованной в этот монастырь в период дождей.

Катхина-привилегии - привилегия для участия монахов в церемонии, во время которой принимаются подарки ткани от мирян, с последующим совместным изготовлением одежды до рассвета следующего дня. После участия в такой церемонии монахи получают право на катхина-привилегии еще на четыре месяца. После изготовления одежды катхина-привилегия не нействительна. Если же монах закончил изготовление одежды, а ему преподносят кусок ткани, он может принять его, если пожелает. В этом случае необходимо немедленно изготовить из нее предмет одежды. Если ткани недостаточно, монах имеет право хранить кусок ткани с целью восполнить недостаток не более месяца, «катхина» означает раму, на которую натягивалась ткань во время изготовления одежды.

6 « локоть Сугаты» - около 25 см. Это правило относится к верхней одежде

7 Дхарма патриархов - кашая.

8 Путь к Пробуждению. Главные сочинения наставника Дзен Догена. Под редакцией Кадзуки Танахиси. СПб. Евразия, 2001, С.124

9 Кашая или кеса (англ. «kesaya», санскр. «kashaya») - накидка из полос (5- повседневная у каждого монаха, 7 - повседневная у мастера, 9 - у мастера на церемонии вновь посвященных в монахи). Шьется по образцу самим будущим монахом вручную определенными стежками. С ней связаны определенные ритуалы во время одевания и снимания.

10 Путь к Пробуждению. Главные сочинения наставника Дзен Догена. Под редакцией Кадзуки Танахиси. СПб. Евразия, 2001, С.123

11 Линия преемственности - линия передачи Учения - указание имен от Будды до….

12 Ракусу - маленькая походная кеса, также выполняемая вручную. Имеет шелковый подклад, на котором мастер пишет имя посвящения и линию преемственности мастеров от Будды до себя.

13 Здесь имеется ввиду то, что снимается кеса или ракуса, остальное одеяние остается.

14 Знак «сото» (произношение с ударением на второй слог) - символ традиции сото-дзен, геометрический символ, который вышивается контрастным цветом на кесе и ракусе.

Список использованной литературы:

1. Буддийский монашеский кодекс.Перевод и объяснение учебных правил Пратимокши.Сокращенный перевод А. Гунскогопо книге Thanissaro Bhikkhu «Buddhist Monastic Code of Discipline”.

2. Путь к Пробуждению. Главные сочинения наставника Дзен Догена. Под редакцией Кадзуки Танахиси. СПб. Евразия, 2001, С. 122-147.

3. Роберт Фишер. Искусство буддизма. Москва; Слово, 2001.

4. Стависский Б. Я. Судьбы буддизма в Средней Азии. Москва: «Восточная литература» РАН, 1998.

5. Буддизм: словарь, ред. Жуковская Н. Л., Москва: «Республика», 1992.

6. Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. СПб; Амфора, 2002.

7. Листопадов Н.А. Бирма. Страна к югу от гору Меру. - М.: Институт востоковедения РАН, 2002.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Как называется одежда буддийских монахов, какая она, и почему одеяние одних монаховсерое, других – шафрановое, третьих – бордово-красное?

Общие правила

Когда буддист принимает решение отречься от мирской жизни и стать монахом, он также отказывается от всех благ и излишеств, доступных обычным людям. Вместе с новым образом жизни он принимает особую одежду, которую носят все монахи. Она призвана скрыть индивидуальность и показать равенство и принадлежность сангхе.

Одеяние монахов строится приблизительно по одному принципу, но в разных странах называется по-разному:

  • кеса – в Японии;
  • сэньи – в Китае;
  • кашая – на остальных буддистских территориях.

Слово «кашая» переводится как «неброский цвет». В действительности так и есть: яркие цвета и стремление выделиться из толпы противоречит философии монахов, поэтому если они и используются в одежде, то в приглушенных тонах.

Такой цветовой гамме предшествует также история – изначально бхиккху шили себе одежду из тряпок, которые были выброшены как мусор, а их ткань выгорала под солнечными лучами или желтела от долгой носки. Позже материал начали красить природными компонентами: землей, известняком, камнем, минералами и другими естественными красителями.

Этим объясняется то, что в разной местности одеяние монахов разного цвета – чем богата природа, в такой цвет и окрасятся кашаи. Сегодня соблюдение цветовой палитры в одежде – скорее уже дань традиции.

Так, например, городские бхикку носят одежду оранжевого цвета, а «лесные» – бордово-красного. В Монголии и Тибете носят преимущественно желтую, красную и оранжевую кашаю, а в Японии, Китае и Корее – белую, серую, черную и коричневую.


Стиль буддийских монахов в мире современной моды мог бы иметь название «минимализм и комфорт». В каждой традиции внешний вид монашеского одеяния может немного различаться, но традиционно все они включают три основных элемента:

  • антарвасака – надевается на голое тело, прикрывает нижнюю часть туловища, аналог нижнего белья;
  • уттарасанга – надевается на верхнюю часть тела, прикрывает торс и ложится сверху на антарвасаку;
  • самхати – большой кусок ткани, надевается сверху как накидка.

У некоторых монахов самхати может состоять из нескольких отрезов ткани, например, из пяти – одежда на каждый день у обычного бхиккху, из семи – на каждый день у мастера, из девяти – у мастера по праздникам и во время церемоний.

Монашеское облачение – не просто необходимость, это и символ буддизма, который передается поколениями монахов, а восходит к Великому Учителю – Будде Шакьямуни. Одежда монаха – святыня, каждый должен чтить ее, соблюдая определенные правила в ее ношении и хранении. Большинство из них записаны в священном тексте «Виная-питака».

«Виная-питака» содержит тексты, которые регулируют жизнь буддийской общины во всех аспектах. Здесь приводятся правила, история их возникновения и рассказ о том, как Будда Шакьямуни использовал их для гармоничных и теплых отношений внутри общины своих учеников.

«Виная-питака» больше всего почитается в традиции , но ее правила приблизительно на 80 процентов распространяются и на другие школы буддийской мысли. Они предписывают, как бхиккху и , иными словами, монахи и монахини, должны носить одежду, шить ее, чистить, надевать, менять, выбрасывать, когда она полностью износится.


К главным правилам можно отнести следующие:

  • монах не может находиться вдалеке от кашаи ни одного дня;
  • бхиккху сами шьют, окрашивают, стирают, чинят ее;
  • нельзя делать больше десяти заплаток на антарвасаке – ее нужно сменить;
  • избавляться от старого одеяния нужно должным способом в зависимости от традиции;
  • -буддисты должны сопровождать каждое одевание и раздевание особыми обрядами.

Современные реалии накладываются и на монашеское облачение. Так, к примеру, сейчас могут использоваться синтетические ткани и искусственные красители, а в школе дзен монахам разрешается носить современное белье.


Одежда монахов в магазине

Интересно, что нынешние технологии декорирования монахи используют не для украшения одежды, а для ее намеренного состаривания: искусственные заплатки, потертости или эффект выцветшей ткани.

Тхеравада

Облачение монахов-тхеравадинов, которые живут на бирманских, тайских, шри-ланскийских, вьетнамских землях, наиболее соответствует канону по сравнению с другими школами. Их окраска обычно более темная – преобладают оттенки горчицы, корицы, бордо.

Старую одежду монахи в школах тхеравады сжигают.

Кашая традиционно состоит из трех компонентов:

  • антарвасака – по-тайски также звучит как «сабонг», изготавливается из небольшого прямоугольного отреза ткани, который, опоясывая, фиксируют вокруг талии;
  • уттарасанга – по-палийски – «тивара», по-тайски – «чивон», прямоугольный отрез размером приблизительно два метра на семь метров;
  • самхати – кусок плотной ткани в виде прямоугольника размером приблизительно два метра на три метра, применяется как верхняя одежда вроде плаща во время дождя и ветра, в хорошую погоду носится, прикрывая левое плечо.


Даже у такой канонической тхеравадинской одежды есть исключения из правил:

  • можно носить ангсу – накидку без рукавов, которая прикрывает правое плечо и может иметь вырезы, карманы, липучки, застежки-молнии;
  • ланкийские бхиккху заменяют их на рубахи с рукавами;
  • вьетнамские монахи имеют право носить брюки свободного кроя, рубашку на пуговицах в повседневности, а в праздничные и церемониальные дни сверху накидывают халат «анг хо» и уттарасангу;
  • бирманцы даже во время службы из-за холодов могут утепляться.

Раньше облачение монахинь было похоже на мужское, с той лишь разницей, что содержало четвертый предмет – рубашку, которая прикрывала другое плечо. Сейчас линия преемственности бхиккхуни прекратилась, и состоящие при монастыре женщины носят белое одеяние, которое отличается от мужского.

Махаяна

Приверженцы проживают в основном на монгольских, тибетских территориях, а также в буддийских районах России – в бурятской, тувинской, калмыцкой республиках.


Среди монахов преобладает желтая, оранжевая, красная цветовая гамма. Их одежда немного отличается от общепринятой:

  • нижнее белье – саронг, похожий на юбочку, и майка без рукавов;
  • дхонка – рубаха, надеваемая поверх нижнего белья с рукавами вроде крылышек и окантовкой;
  • шемдап – верхняя «юбочка»;
  • зен – накидка, надеваемая поверх.

Изношенную кашаю махаянцы оставляют на территории, заряженной «чистотой» – в лесных, горных массивах, у рек, деревьев или в полях.

Из-за особенностей климата, чтобы не замерзнуть на высокогорьях или в степях, тибетским разрешается носить теплую одежду:

  • короткую ватную желтую куртку;
  • кофту, которая надевается под накидку;
  • накидку из шерсти;
  • утепленные брюки;
  • специальную шапку.


Монастырь в Тибете

В традиции махаяны в одежду монахов могут облачаться не только ламы, но и миряне – однако лишь по особым случаям, к примеру, в церемониях, при получении учительских наказов.

Дзен

Дзен-буддизм по большей части распространен среди японцев, китайцев и корейцев. Их одежда более спокойных, монохромных тонов:

  • черный, серый и коричневый носят китайцы;
  • темно-красный, серый – корейцы;
  • черно-белый – японцы.


Одежда последних начиная с 17-го столетия становилась все больше похожа на кимоно в стиле известного театра Но. Ее составляют:

  • шата – белый халат, надеваемый снизу;
  • коломо – черный халат с ремнем, надеваемый сверху;
  • кашая или ракуса – особый ворот, напоминающий манишку и немного прикрывающий грудь; также есть его удлиненная версия – вагеса.

Ракуса олицетворяет поистине буддийское терпение – японские монахи шьют ее самостоятельно, соединяя шестнадцать кусков ткани воедино.

Школа дзен предполагает особые предписания на тему того, как одеваться, раздеваться и хранить монашескую одежду:

  • хранить нужно на алтаре, аккуратно сложенной;
  • нельзя оставлять ее на земле;
  • чтобы надеть, ее снимают с алтаря обеими руками, кланяясь и прикасаясь лбом к одежде, затем расправляют, кланяются три раза – как символ почитания Будды, и сангхи – и начинают одеваться;
  • при раздевании повторяют тот же обряд, но в обратном порядке.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась наша статья, и сегодня ваши знания пополнились интересными фактами.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

До скорой встречи!

Хотя внешнее обличие буддийского монаха определяется канонами Винаи , тем не менее, существует некоторые отличия в одежде между последователями разных традиций и школ. Причиной тому не только историческое и экономическое влияние, но зачастую важным фактором служат особенности климата или .

  1. Тхеравада (Бирма, Таиланд, Шри-Ланка) .

Монашеская одежда здесь наиболее приближена к каноническому образу.

1.1 Цвет.

Горчичная или коричневая окраска ткани наиболее соответствует «цвету земли». В «лесной» традиции используется бордовый цвет, а вот монахи в городах придерживаются оранжевой расцветки.

1.2 Состав.

В традиции Тхеравада одежда буддийских монахов складывается из 3-х вещей:

  • антаравасака – прямоугольный кусок ткани, носящийся как саронг, закрепляется на талии поясом;
  • уттара санга (тивара, чивон ) – ткань 2 х 7 м для драпировки плеч и верхней части тела;
  • сангати – 2 х 3 м более плотной ткани, служит накидкой для защиты от непогоды, обычно носится сложенной узкой полосой и перекинутой через левое плечо.

1.3 Неканонические отклонения.

В наше время требования к одежде позволяют использование вместо тивары безрукавки ангсы без правого плеча. Крой и фасон ее может бать разным, возможно применение современной фурнитуры. На Шри-Ланке вместо ангсы монахи используют рубашку с рукавами. А во Вьетнаме буддисты внутри монастыря носят широкие штаны «кангкэнг» и рубашку «сыа» с 3-5 пуговицами и с длинными рукавами, в остальных случаях сверху надевают халат «анг-хо», а на левое плечо кладут тивару. В Бирме в холодное время разрешается носить теплые вещи.

Монахини пользуются белыми одеяниями.

  1. Махаяна (Бурятия, Калмыкия, Индия, Тибет, Монголия) .

2.1 Цвет.

В монашеской буддистов Махаяна применяются бордовый и оранжево-желтый цвета.

2.2 Состав:

  • нижнее белье (саронг и безрукавка);
  • дхонка – рубашки с короткими рукавами-крылышками с синим кантом по краю;
  • шемдап – верхний саронг;
  • зен – накидка.

2.3 Неканонические отклонения.

На Тибете монахи носят головные уборы особой формы, а также разрешается ношение рубах и штанов.

  1. Сото-дзен (Япония, Китай, Корея) .

3.1 Цвет.

В Китае убранство монахов окрашено в темно-коричневый, серый или черный цвет, в Корее – серый, а накидка - в бордовый. В Японии используется черно-белая гамма.

3.2 Состав (Япония):

  • Шата – нижний халат белого цвета;
  • Коломо - верхний черный халат с поясом;
  • Кеса (кашая, ракуса ).

3.3 Неканонические отклонения.

В перечень разрешенных вещей включено современное нижнее белье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: