Если ребенок не видит. Если ребенок не видит ошибок в своих работах. Для развития осязания

Скажем честно, в нашей стране детям с нарушением зрения уделяется недостаточно внимания. Но, как говорится, лед тронулся - появляются больше специализированных центров, школ, детских садов, библиотек, а также тактильных книг. Подсказки, как воспитывать такого малыша, можно получить в центрах реабилитации. А еще познакомиться с родителями слабовидящих или слепых деток. Ведь мамам и папам есть о чем поговорить... Проблема одна, но крохи совсем разные…
Глядеть в оба
Бывает, малютка рождается с плохим зрением или теряет его вследствие перенесенной тяжелой болезни. Обычно оно ухудшается постепенно, но иногда - за несколько дней. Всех этих ребятишек можно поделить на несколько групп. Тотально (абсолютно) слепые. При слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения. Слепые со светоощущением. Крохи способны отличить свет от тьмы. При этом одни правильно показывают, откуда он падает, а другие - нет. Слепые со светоощущением и цветоощущением. Малыши не только отличают свет от тьмы, но и различают цвета. Слепые с тысячной долей от нормальной остроты зрения (от 0,005 до 0,009). В комфортных условиях ребенок видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии различает цвета, контуры, силуэты предметов. Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. К этой группе относятся дети, чья острота зрения варьируется в пределах 0,01-0,04. Слабовидящие с остротой от 0,05 до 0,4. Учитывается зрение на глазу, который лучше видит в очках. Итак, у всех ребятишек степень поражения зрения разная. К каждому из них нужен свой подход в воспитании.
Что делать?
В первую очередь родителям малыша с плохим или нулевым зрением не нужно отчаиваться. Пройдите все возможные исследования, дабы точно выяснить, что и как видит ваш ребенок. От этого зависит, каким образом следует воспитывать и развивать его. Ваша помощь сыну или дочке должна быть эффективной. Когда малютка видит совсем плохо, у не-го прежде всего страдает представление о предметах и явлениях окружающего мира. Понятно, что ребенку тяжело сформировать зрительный образ, поэтому вы, родители, должны научить создавать его. Помогайте крохе обследовать предметы, в частности, их составные части, форму, величину, изучать цвет. У карапуза очень плохое зрение? Зато у него есть слух, обоняние, осязание, вкус! Сколько всего! Учите ребенка пользоваться этим правильно! Как? Во время игры, в быту... Для него весь мир - загадка. Только найти отгадку такому малютке сложнее, чем обычным зрячим детям. Но это не значит, что невозможно. Малыш различает цвета и формы? Гуляя на улице, обратите его внимание на собачку. Расскажите, какая она: большая (рядом маленькая кошка), черная, туловище длинное, голова вытянутая. Все дежи обожают рисовать, лепить, конструировать. Занимайтесь этим вместе и не-пременно описывайте карапузу ваши действия, предмет, который у него в руках. Особого подхода требует подбор игрушек. Они по форме, величине и другим признакам должны соответствовать реальным пропорциям. После того как прочитаете сказку, обязательно обсудите ее с малышом. Узнайте, например, как он понял фразу: «Волк подпрыгнул высоко». Сын или дочь затрудняются ответить? Покажите, что это означает.
Чего не делать?
Обращайтесь со слабовидящим или слепым малышом так же, как со всяким другим. В разговоре с ним не бойтесь использовать такие обычные слова, как «смотреть», «видеть». Он ведь видит! Просто иначе, чем вы. Входя в комнату, дайте о себе знать, покидая ее, скажите, что выходите. Тянуть ребенка за собой или толкать перед собой - неудобно и для вас, и для него. Помните об этом во время прогулки. Не хватайте его за руку, лучше позвольте взяться за вашу. Таким образом он сможет контролировать ситуацию. Малышу некомфортно находиться в открытом незнакомом пространстве. Не передвигайте мебель и не перекладывайте личные вещи ребенка, не предупредив его об этом. Занимайтесь перестановкой вместе! И помните: ему под силу научиться делать то же, что и вам, просто его методы несколько отличаются от ваших.
В кругу друзей
Родителям слабовидящего или слепого ребенка порой кажется, что они остались один на один со своими проблемами. Это не так! Поверьте, в вашем окружении найдутся люди, которые знают, что значит растить особенного малыша. Поговорив с ними, вы узнаете много важного: от адресов детских садов до контактных телефонов хороших специалистов. У мам и пап с доступом в Интернет еще больше возможностей! На сайтах и в сообществах находится немало интересной и полезной информации, там же можно пообщаться с родителями, воспитывающими слабовидящего кроху.

Вакцина от туберкулеза создается из штамма ослабленных живых коровьих туберкулезных палочек, которые утратили вирулентность для человеческого организма. В организм здоровых новорожденных ее вводят на 3-5 день жизни .

Ревакцинация БЦЖ проводится в семилетнем возрасте. У большинства людей формируется специфический рубец. Но бывают случаи, когда шрам не остается.

Характеристика БЦЖ у ребенка

Вакцинация необходима для предотвращения тяжелых форм туберкулеза. БЦЖ не уменьшает распространенность заболевания, она предназначена для профилактики развития тех типов туберкулеза, которые отличаются высокой летальностью.

Решение о необходимости проведения поголовной вакцинации обусловлено неблагополучной эпидемиологической обстановкой.

Новорожденным детям вакцину вводят внутрикожно в левое плечо в районе прикрепления дельтовидной мышцы. Этот участок расположен между центральной и верхней третью плеча. В зависимости от состояния новорожденного ему могут ввести БЦЖ или БЦЖ-м (ослабленный вариант, предназначенный для недоношенных, маловесных детей).

При правильном введении сразу после инъекции образуется папула. Ее диаметр не превышает 10 мм . На протяжении получаса она рассасывается. Это основной признак правильно сделанной прививки.

Справка! Неправильное введение вакцины приводит к появлению осложнений. При подкожной инъекции у некоторых начинается абсцесс, который изъявляется. Нормализовать состояние можно путем длительного приема антибиотиков.

Реакция на БЦЖ появляется не сразу. Она должна быть отсроченной. Как правило, спустя 4-6 недель на месте инъекции формируется гнойничок. Со временем он покрывается корочкой и постепенно заживает.

При отсутствии осложнений процесс заживления длится до 4,5 месяцев . Изначально место инъекции краснеет или окрашивается в фиолетовый, синий, черный цвет. Пугаться родители не должны - это вариант нормы. На месте потемнения, покраснения появляется гнойник, в центре которого расположена короста. Но у некоторых образуется красноватый пузырек, наполненный жидкостью. Иногда гнойники прорываются, их содержимое выливается.

Внимание! Обрабатывать ранку антисептиками, посыпать порошковыми антибактериальными средствами или делать йодную сетку не надо. Не советуют также выдавливать из ранки гной.

Об удачно проведенной прививке БЦЖ и формировании иммунного ответа свидетельствует образовавшийся шрам. Формируется рубчик длиной от 2 до 10 мм . При его отсутствии разберитесь с тем, почему возникла такая ситуация. Чем больше размер рубца, тем сильнее выработанный иммунитет:

  • 2-4 мм: защита действует на протяжении 3-4 лет;
  • 5-8 мм: действия вакцины хватит на 4-7 лет;
  • от 8 мм: иммунитет от туберкулеза сформировался на период более 7 лет.

Фото 1. Размер рубца от БЦЖ у ребенка около 5-8 мм, поэтому действия вакцины хватит на 4-7 лет.

Правильная реакция на прививку выглядит следующим образом.

  1. На месте инъекции появляется белая папула , которая исчезает через 10-30 минут.
  2. Через 4-6 недель место ввода вакцины краснеет , появляется гнойник или пузырек с жидким содержимым, на поверхности образуется короста. У некоторых гной может вытекать. В этом случае рекомендуется покрыть участок стерильной салфеткой и менять ее по мере необходимости.
  3. Спустя 3-4 месяца место инъекции полностью заживает, образуется шрам.

Это нормальная реакция организма на БЦЖ.

Почему нет следа от прививки

У некоторых привитых малышей рубец после инъекции не видно. Эта ситуация встречается часто: у 5-10% детей от первой прививки не остается никаких следов. К основным причинам этого относят:

  • нарушение технологии вакцинации;
  • использование испорченной либо просроченной вакцины;
  • наличие врожденного мощного противотуберкулезного иммунитета.

Врожденная устойчивость к микобактериальным поражениям наблюдается у 2% населения . У этих людей след не появится даже после многократных инъекций БЦЖ. Туберкулезом они не болеют, а реакция Манту всегда отрицательная. Инфицирование возможно только при сильном снижении иммунитета, например, на фоне ВИЧ-инфекции .

Но выяснить, вызвано ли отсутствие рубца врожденной иммунной защитой, или его нет из-за использования некачественной вакцины, сложно. Контролировать состояние позволяет регулярная проверка с помощью реакции Манту. Если она будет отрицательной, то делают ревакцинацию.

У людей с врожденным противотуберкулезным иммунитетом шрам не появится. Если иммунный ответ не сформировался из-за использования некачественного сырья либо его неправильного введения, то человек находится в группе риска . При инфицировании риск перехода заболевания в открытую форму и летального исхода повышается. У привитых людей вероятность появления менингита и прочих диссеминированных типов туберкулезного поражения, которые приводят к смерти, намного ниже.

Вам также будет интересно:

Не осталось следа после проведения ревакцинации

Повторное введение вакцины необходимо даже детям, у которых остался след от вакцинации. Оно проводится для повышения невосприимчивости организма к воздействию микобактерий.

Как правило, поголовную ревакцинацию проводят в регионах, где туберкулез широко распространен. Она обязательна для детей, в семье которых есть люди с этим заболеванием.

У некоторых малышей рубец на месте введения вакцины не формируется вовсе, у других - исчезает со временем. Это свидетельствует об отсутствии поствакцинального иммунитета. Дети с пропавшим шрамом от БЦЖ приравниваются к тем, кому не проводили вакцинацию . Ситуации, когда рубец рассасывается, встречаются нечасто. Медики говорят о том, что это свидетельствует об отсутствии иммунитета. Ревакцинацию в такой ситуации советуют проводить в кратчайшие сроки.

В случаях, когда рубца от БЦЖ не осталось, повторное введение препарата является обязательным. Это необходимо для формирования иммунитета. Иначе риски развития тяжелых форм болезни, приводящих к смерти, остаются на высоком уровне.

Но предварительно делают пробу Манту . Вакцинацию БЦЖ проводят лишь при условии, что местная реакция на предплечье от туберкулиновой пробы отсутствует: допустима визуализация следа от укола. Введение вакцины проводят сразу после подтверждения отрицательной реакции на введенный туберкулин. Максимально допустимый временной промежуток между постановкой Манту и БЦЖ составляет 2 недели .

Если нет следа и отрицательной Манту рекомендуют повторное введение живой вакцины не в стандартные сроки (в 7 либо 14 лет ), а через 2 года. Если первая туберкулиновая проба была отрицательной, а через год наблюдается вираж (появилась положительная реакция), то обязательна консультация фтизиатра.

Делать БЦЖ при положительной либо сомнительной Манту нельзя. Эта ситуация попадает в перечень противопоказаний к проведению ревакцинации.

Справка! Если Т-лимфоциты ранее контактировали с палочкой Коха, то в месте введения туберкулина возникнет специфическое воспаление. Если иммунная система не знакома с возбудителем туберкулезной инфекции, то папула будет отсутствовать.

Вводить БЦЖ детям, у которых иммунная система отреагировала на туберкулин, категорически запрещено.

Инструкция для родителей: что делать, если не видно прививку БЦЖ

Если малышу ввели БЦЖ или БЦЖ-м, то через несколько месяцев у него появляется характерный шрам на плече . При его отсутствии проконсультируйтесь с педиатром и, при необходимости, с фтизиатром.

Как оценить состояние зрения у младенца? Исследование зрения у детей первых лет жизни несет значительные затруднения. Функции зрительной системы у маленького ребенка развиты не до конца и стремительно совершенствуются на протяжении первых трех лет. Каждой маме очень важно определить все ли хорошо со зрением у ее крохи, чтобы при необходимости вовремя обратится за медицинской помощь для своевременного устранения патологии.

Ребенок не рождается слепым. Он может отличать свет от тьмы, то есть развито световое восприятие. Неделя за неделей происходит развитие других параметров зрения: острота зрения, восприятие цвета, бинокулярное зрение, поле зрения.

Когда ребенок начнет смотреть, фокусировать своё внимание на объектах?

На 2-3 неделе жизни можно заметить, что ребенок кратковременно фиксирует свой взгляд на источнике света или яркоокрашенном предмете. Если яркую игрушку перемещать, то глазки кратковременно следят за ней.

Можно судить, что у младенца в возрасте 4-5 недель хорошее зрение, если он подолгу удерживает взгляд на источнике света или ярких, контрастных объектах.

Полноценная фиксация взгляда и слежение за движением происходит в 2 месяца. Тогда же формируется центральное зрение. Младенец начинает замечать грудь мамы.

В 4 месяца появляется направленный взгляд. Ребенку показывают яркие игрушки на разных расстояниях – он следит за их движением. В 4-6 месяцев малыш издалека узнает мать, о чем свидетельствует его оживленность поведения и улыбка.

На 7-10 месяцах появляется возможность различать геометрические фигуры (шар, куб, пирамида). В 2-3 года – нарисованные фигуры. Нормальное зрение появляется уже тогда, когда пора идти в школу.

Цветовое зрение появляется примерно в 2-6 месяцев.

Как понять не слепой ли ребенок?

Чтобы оценить зрение ребенка, когда он еще не может говорить, очень важно следить за его поведением и реакцией на происходящее.

Переубедится, что у малыша присутствует зрение на практике новоиспеченным мамочкам можно разными способами. Проще всего посмотреть на реакцию зрачков при попадании яркого света на глаза – зрачки должны сужаться .

В возрасте одного месяца можно взять красный шар или игрушку диаметром 4-5 см, разместить ее перед глазами крохи на расстоянии 30-40 см. Если малыш установит свой взгляд на предмете, медленно переместить его сначала в одну сторону, потом в другую. Младенец в возрасте 1 месяца с нормальным зрением будет следить за шаром. Но не переутомляйте ребеночка, не играйте долго в такую игру, иначе он отреагирует негативным раздражением нервной системы.

Тревожные симптомы, на которые нужно обращать внимание

Нужно обращать внимание на размеры глазных яблок. Они должны быть одинаковыми и не быть чрез меру большими или маленькими. Увеличение размеров глаза свидетельствует о заболевании под названием глаукома, при котором в случае отсутствия лекарственной терапии зрение теряется. Также симптомом этой болезни есть помутнение роговицы.

Второе, что может заметить мама, это цвет и диаметры зрачков, реакция их на свет. Зрачки на обоих глазах должны иметь одинаковые размеры. Реакция их на свет у новорожденного выражена не так интенсивно, как у взрослого человека, но все же она присутствует. Следует забеспокоиться, если зрачок хотя бы одного глаза не меняет свои размеры при попадании света на глаз. Серый или белый цвет зрачка свидетельствует о наличии врожденной катаракты.

Всем родителям нравится фотографировать своих детишек, и никто не любит, когда зрачки засвечиваются. А зря! Статистика показывает, что такое опасное заболевание как ретинобластома в большинстве случаев выявляли именно с помощью фотоаппарата. При этом заболевании, зрачок больного глаза на фотографии сделанной со вспышкой, не светится красным цветом, а здоровый зрачок глаза — светится. Нужно обращать на это внимание и чаще фотографировать детей.

Обязательно следует обратиться к специалисту, если вы заметили следующие проявления :

    нет реакции на свет зрачка (уменьшение диаметра) одного или двоих глаз;
    ребенок не реагирует на движение игрушек перед глазами в возрасте больше двух месяцев;
    разный размер зрачков по сравнению друг с другом;
    присутствуют вращательные движения глазных яблок;
    цвет зрачка серый или белый;
    глаза увеличены в размерах (выпуклые);
    глаза слишком чувствительны к свету, постоянно закисают, слезятся.

Как быть в случае косоглазия?

В первые 2-4 месяца жизни ребенка развитие нервных центров, которые управляют глазодвигательными мышцами, еще не завершено, поэтому оба или один глаз периодически могут косить. Если отклонение глаза сильное и постоянное, следует навестить специалиста и начать лечение как можно раньше. Корректирующие очки позволяют носить уже с шестимесячного возраста . Также нужно делать гимнастику, применять оклюзию, то есть закрытие лучше видящего глаза — для стимуляции зрения пораженного глаза.

Что делать если ребенок не видит?

Если появились малейшие подозрения на то, что ребенок не видит, нужно срочно посетить офтальмолога. Только он сможет разобраться с ситуацией и дать нужные советы.

Помимо медицинских мероприятий можно немало сделать родительской лаской и правильным уходом. Родителям нужно как можно больше внимания посвящать крохе. Следует развивать слух, вестибулярный аппарат, тактильные ощущения, двигательную функцию.

Важно стимулировать, развивать и поддерживать ту часть зрения, которая осталась у малыша. Делать условия, чтобы ребенок видел свет разной яркости, контрастные, разноцветные предметы разной насыщенности. Использовать фонарики, лампы, светящиеся игрушки, картинки. Следует часто выкладывать ребенка на живот.

Благодаря помощи неравнодушных людей и предприятия «Гродно-Азот» Софья уже прошла три курса реабилитации в Москве. Из полностью лежачего, никак не реагировавшего на окружающий мир ребенка, она превратилась в веселую малышку.

Раньше она просто лежала у меня на руках, не двигалась, почти никак не проявляла эмоции, почти не улыбалась. Теперь приходим в гости - и все смотрят как на чудо: Сонечка сидит с поддержкой, держит упор на руки и ноги, стоит на четвереньках, держит голову, и главное, смеется.

Но это не благодаря чуду, а благодаря усилиям врачей-реабилитологов, родителей Софьи, которые занимаются с ней каждый день, и помощи людей, которая сделала всё это возможным.

Девочку ждут еще два курса реабилитации, благодаря которым она сможет поползти и встать на ноги. Но самое главное сейчас - это ее зрение. Его можно спасти.

Почему не видит?

Когда Соня находилась в марте на реабилитации в Москве, ее взял на консультацию офтальмолог, специализирующийся на ретинопатии недоношенных. Девочка совсем не открывала один глаз - и это очень беспокоило родителей.

Обследование показало, что ранее проведенная операция не исправила дефект сетчатки, в глаз по-прежнему не попадал свет, он не рос - а значит, Сонечке грозило удаление глаза.

Экстренная операция прошла успешно. Сетчатка стала прилегать на 90%, и Софья стала наконец свободно открывать глаз, которым раньше вообще не пользовалась. В него стал проникать свет, а значит, он будет расти и функционировать. Теперь девочка сможет смотреть на мир обоими глазами.

Вторым рабочим глазом Соня уже должна была видеть предметно. Но видит только свет. Причина стала ясна во время операции - это дефект единственного оставшегося у Сони хрусталика. Если его удалить и надеть очки - она наконец сможет видеть силуэты людей и предметов, а значит, сможет ориентироваться в пространстве.

О Софье

Как играть с ребенком если он не видит? Не видит тебя, не видит игрушек, не видит мира вокруг?

Для таких деток нет игрушек. Все что есть - это разные звуки и разнофактурные материалы и предметы, а еще прикосновения.

Софья очень хорошо чувствует маму, папу и сестренку Яну. Она щурится от восторга, когда ее поглаживают, делают массаж. А когда папа подбрасывает в воздухе, качает на руках, она смеется искренним детским смехом.


У Софьи есть свои радости - без внимания она не может - сразу капризничает, зовет к себе. Она любит разнообразие, движение, новые ощущения - и сразу расплывается в улыбке.

Мы стараемся дать ей как можно больше эмоций, водить почаще на улицу, давать слышать разные звуки, касаться ее ручек разными на ощупь предметами, быть постоянно в контакте, предлагать, как можно больше новых ощущений и переживаний. Ведь это - ее развитие. Это - радость общения.

Многие говорят, что ребенок мучается, рассказывает мама. Но Ольга убеждена, что это не так.

Она веселая улыбчивая малышка. Вместе мы очень многое достигли - и я вижу, как она меняется, как радуется жизни. Мы все сделаем, чтобы она смогла видеть. Мы обращаемся за помощью ко всем неравнодушным людям: Помогите нашей малышке увидеть мир!

Сонечке нужна наша помощь

На 1 октября 2018г. Соне назначена офтальмологическая операция в «Детском городском многопрофильном клиническом центре высоких медицинских технологий им. К. А. Раухфуса» г. Санкт - Петербург.

Стоимость операции составляет 147 900 RUS (4530 белорусских рублей по курсу НБ РБ на 03.09.2018 г). К сожалению, родители Софии не могут оплатить эту операцию самостоятельно, так как мама находится в декретном отпуске по уходу за двумя малолетними детьми, а зарплаты отца хватает только на проживание.


Гродненское благотворительное общество, подопечной которого является Гилевская София, просит оказать помощь в сборе средств на офтальмологическую операцию стоимостью 4530 белорусских рублей. Помочь Сонечке Вы можете, пожертвовав на любой из реквизитов:

1. SMS-пожертвование.

Отправьте SMS-сообщение на номер 553 с текстом «514 пробел Гилевская пробел Сумма».

Очень часто дети – ученики начальных классов не видят ошибок в своих письменных работах. Кажется, и правило знает, и у другого в тетрадке ошибку заметит, а в своей – ну никак! В чем тут дело?
Наиболее распространенной причиной этого недостатка учебной деятельности детей является несформированность операций внимания и самоконтроля. Можно ли помочь таким детям?
Безусловно, таким детям нужно помочь. И делать это следует как можно раньше, чтобы дефект внимания и самоконтроля не повлиял на качество учебной деятельности ребенка. К сожалению, школьные учителя практически не уделяют внимания этому вопросу, просто ставят и ставят ребенку плохие отметки.
Помочь ребенку могут его родители. Для этого существуют специально разработанные техники формирования операций оценки и самоконтроля, которые используются школьными психологами для проведения коррекционной работы с детьми, страдающими от недостаточного развития этих функций. Эти техники довольно простые, но эффективные, причем, проведенные в игровой форме, они приносят детям не только пользу, но и доставляют положительные эмоции.
Вот один из таких простейших, доступных любому взрослому, приемов формирования операций самоконтроля у невнимательных детей. Единственное условие – чтобы взрослый, занимающийся с ребенком, обладал определенными знаниями по соответствующему материалу, был в курсе того, что ребенок изучает по школьной программе, и не требовал от ребенка того, что тот еще "не проходил".
Взрослый и ребенок играют "в школу", причем, взрослый становится "учеником", а ребенок – "учителем". Если работа проводится на материале русского языка, то взрослый пишет небольшой текст и специально делает в нем множество грубых ошибок. Если используется математический материал, то взрослый допускает ошибки в примерах и задачах (примерно в трети из написанных). А ребенок, играющий роль учителя, берет в руки ручку с красной пастой и проверяет работу взрослого – "ученика". Проверив работу, исправив ошибки, он ставит отметку.
Важно избегать разочарования и критики ребенка – "учителя". Надо принимать спокойно то, что, скорее всего, первоначально невнимательный ребенок с трудом будет замечать ошибки, допущенные взрослым.
Такие занятия нужно проводить до тех пор, пока ребенок не научится находить больше половины ошибок.
А потом можно перестроить игру, изменив правила. Теперь уже ребенку предлагается роль нерадивого ученика: он должен сделать как можно больше ошибок в каком-то тексте. После того, как ребенок справился с работой, он "сдает работу на проверку инспектору из Министерства". Как правило, проверка проводится на другой день или даже через день. Ребенок теперь уже играет роль инспектора, он сам проверяет работу и исправляет в ней ошибки.
Только после того, как ребенок усвоит приемы самопроверки и самоконтроля, ему доверяется проверка его же домашних заданий.

Ведущая проекта
Нина Александрова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: