Как развить мышление у ребенка 10 лет. Развитие умственных способностей и логического мышления у ребенка. Тест на проверку уровня логического мышления


Ваш ребенок приносит из школы плохие оценки, и не может сам сделать домашнее задание?

Повысить успеваемость можно всего за две недели, потому что мозг, как и любой другой орган, можно тренировать. Раньше считалось, что уровень IQ передается генетически и изменить его невозможно. Однако ученые из центра нейровизуализации при Лондонском университетском колледже доказали, что развитие человеческого интеллекта продолжается всю жизнь, мозг способен создавать новые нейроны до глубокой старости.

Умственные способности можно значительно улучшить, если постоянно тренировать свой мозг. К таким тренировкам относятся занятия по Эйдетике и Мнемотехнике, Скорочтению и Спортивному запоминанию. На наших тренингах дети и взрослые значительно улучшают память, развивают мышление, повышают скорость чтения и концентрацию внимания!

Эти упражнения может выполнять человек в любом возрасте, но особенно это важно для детей. Наш IQ зависит от умения логически мыслить. От того, владеет ли ребенок логическим мышлением, зависит его способность быстро усваивать новый материал и повышать успеваемость в школе. Кроме того, мозг активнее всего «качается» до 15 лет.

Универсальный способ проверить уровень своего логического мышления



Каждый сейчас сможет узнать уровень своего интеллекта! Для этого понадобится только листочек и ручка. Мы пройдем небольшой тест: он состоит из 5 вопросов, в каждом из которых есть варианты ответа. Вопросы покажутся вам несколько абсурдными, но их плюс в том, что они не требуют знаний или начитанности – проверяется только способность логически мыслить. Потому что если человек умеет это, все остальное – дело техники. У всех вопросов один и тот же принцип: исходя из условий задачи, надо выстроить логическую цепочку и найти правильный ответ.

Прочитайте вопросы теста и отмечайте у себя те варианты ответа, которые считаете правильными. В конце вы подсчитаете количество правильных ответов, и выясните, насколько у вас развита логика. За каждый правильный ответ дается один балл. Тест подходит как взрослым, так и детям. На прохождение теста дается не больше 5 минут.

Позже я покажу и расскажу о 3-х простых упражнениях, выполняя которые на протяжении двух недель, ваш ребенок станет самым умным в классе!

Тест на проверку уровня логического мышления

1.Некоторые улитки являются горами. Все горы любят кошек. Значит, все улитки любят кошек.

2.Никто из людей не может стать президентом, если у него красный нос. У всех людей нос красный. Значит, никто из людей не может стать президентом.

3.Только плохие люди обманывают или крадут. Катя – хорошая.

4.Цветы – это зеленые звери. Цветы пьют водку.

5. Хорошие начальники падают с неба. Плохие начальники могут петь.

ОТВЕТЫ ТЕСТА:

1 – Неправильно

2 – Правильно

3 – Ни одно из вышеперечисленных

4 – Некоторые зеленые звери пьют водку

5 – Ни одно из вышеперечисленных

Отличным ваше логическое мышление можно считать, если вы набрали 5 баллов. 4 балла – это хороший результат, а 3 и ниже – означает, что вам надо подтянуть логику .

Простой тест, чтобы определить уровень детского логического мышления




Три задания, которые помогут выяснить, почему у ребёнка не получается решать задачки.


Этот тест направлен на выявление проблем с тремя основными составляющими логического мышления. С ними чаще всего возникают проблемы у детей, и это основа, на которой можно строить дальнейшее развитие методики.

Тест на определение уровня логического мышления ребёнка

Задание №1 – Простые аналогии

Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии выбирает пару справа, вычленяя из предложенных нужное понятие.

Цель:
исследование логичности и гибкости мышления, умения проводить аналогии, устанавливать связи.

а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз

а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

Математика

а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

Библиотека

а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

8. Пароход

пристань

а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9. Смородина

Кастрюля

а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10. Болезнь

Телевизор

а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

Лестница

а) жители, б) ступеньки, в) каменный

Результаты:
о высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном – 5, о низком – менее 5.

Задание №2 – Исключение лишнего

Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Цель:
изучение способности к обобщению, классификации.

  1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
  2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
  3. Собака, лошадь, корова, лось.
  4. Стол, стул, пол, кровать.
  5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
  6. Очки, глаза, нос, уши.
  7. Трактор, комбайн, машина, сани.
  8. Лондон, Киев, Волга, Минск.
  9. Шум, свист, гром, град.
  10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
  11. Береза, сосна, дуб, роза.
  12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Результаты:

  1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
  2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя “кастрюля” – это посуда, а остальное – еда).
  3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
  4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов: высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.



Задание №3 – Изучение скорости мышления

В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Цель:
изучение умения видеть картину в целом, тренировка скорости мышления.

Слова:

п-ра   д-р-во   п-и-а   п-сь-о

г-ра   з-м-к   р-ба   о-н-

п-ле   к-м-нь   ф-н-ш   з-о-ок

к-са   п-с-к   х-кк-й   к-ш-а

т-ло   с-ни   у-и-ель ш-ш-а

р-ба   с-ол   к-р-ца   п-р-г

р-ка   ш-о-а   б-р-за   ш-п-а

п-ля   к-и-а   п-е-д   б-р-б-н

с-ло   с-л-це   с-ег   к-нь-и

м-ре   д-с-а   в-с-а   д-р-в-

Результаты: 25-30 слов – высокая скорость мышления; 20-24 слова – хорошая скорость мышления; 15-19 слов – средняя скорость мышления; 10-14 слов – ниже средней; до 10 слов – инертное мышление.

Методика правильного решения школьных задач

Проблема в решении задач, чаще всего заключается в том, что ребенок не умеет представлять себе задачу. В этом возрасте у них лучше всего развито зрительное восприятие. Поэтому все условия задачи нужно зарисовывать или чертить в виде таблицы. Сейчас я покажу вам методику, как решаются подобные задачи, которых очень много в школьных учебниках.

Задача

Три девочки – Валя, Наташа и Катя – пришли в театр в платьях разного цвета: одна в белом, другая в сером, третья в черном. В каком платье была каждая, если известно, что Валя – не в черном и не в сером, Катя – не в черном.

Чертим таблицу:

Размеща известные данные в таблицу, сразу становится очевидно, кто был в каком платье.

Следующие упражнения

Анаграммы – слова, в котором слова переставлены в случайном порядке. Решение – определение первоначального слова. Помогают увидеть картину в целом.

ЧНЕТИЕ – чтение

АЛИГОК – логика

ШЛЫНМЕИЕ – мышление

АОГВОЛМОЛКО – головоломка


Для тренировки умения подбирать и выстраивать аналогии и уметь классифицировать информацию подойдут следующие игры:

Игра №1: Найти неизвестное число

КРОНА   КРАН

Решение:
в слове КРОНА пять различных букв. Число, записанное под ним, состоит из пяти различных цифр.

Поставим их в соответствие друг другу:

Букве К соответствует цифра 5;

Букве Р соответствует цифра 1;

Букве О соответствует цифра 3;

Букве Н соответствует цифра 7;

Букве А соответствует цифра 9.

Тогда слову КРАН соответствует число 5197.

ОТВЕТ: 5197.

Игра №2: Соедини рисунки, согласно слов

Игра №3: Интересные задачки

Задание 1: даны два слова, мало связанные между собой. За 10 минут вы должны написать как можно больше общих признаков этих предметов.

БЛЮДО, ЛОДКА.

МЕЛ, МУКА

Задание 2:
Что будет? – что будет, если мама опоздает на работу? (если не будет света, зимы)

Умение делать выводы из ситуации, развивает причинно-следственные связи.

Эти игры очень просты и в них можно играть всюду, и на ходу и в транспорте, и это не воспринимается как обучение, это просто общение с ребенком. Занимайтесь и играйте, легко и регулярно, относитесь к задачкам, как к игре – и через 2 недели, и вы увидите результат!

Решив три проблемы, вы повысите уровень интеллекта своего ребенка и его успеваемость.


Первая из них – нежелание видеть задачу в целом, находить логические связи и размышлять, исходя из условия задачи. Ребенок стремится все быстренько подставить под формулу и покончить с этим.

Для того чтобы развить у ребенка умение мыслить логически, и сделать для него интересной и «живой» любую задачу, существует простая игра, в которую многие из вас наверняка играли. Такая игра усиливает ваши способности в сообразительности, улучшает мышление, тренирует концентрацию. И со временем вы будете решать логические задачи повышенной сложности, научитесь находить связь между событиями, и понимать, как из одной ситуации следует другая.

Вам потребуются палочки, либо карандаши, либо спички:


Переложи 2 спички так, чтобы собачка посмотрела в другую сторону?



Игра №4: Данетки – игра, которая научит вас мыслить логически

Цель «данеток» – научить детей задавать логические вопросы, анализировать, научиться отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).


Суть этой замечательной игры заключается в том, что ведущий загадывает слово, а игроки должны разгадать его, задавая такие вопросы, на которые можно дать ответ «да» или «нет».

Примеры вопросов:

– это одушевленный предмет? – нет

– Он необходим для жизни? – нет

– Мы используем его каждый день? – нет

– Он полезен в хозяйстве? – нет

– Это развлечение? – да

– Это аттракцион? – нет

– Он есть у людей дома? – да

– В этой игре соревнуются? – да

Чем дальше идет игра, тем больше вопросов возникает у ребенка, тем больше он может проследить логические связи. В эту игру можно играть по дороге в школу, или тоже мотивировать ребенка – сказать, что хочешь ему что-то купить, только надо угадать, что.

Если вы чувствуете, что с ремеслом детектива вы уже на «ты», можно усложнить задачу. Например, можно установить определенное количество вопросов, а за самые «меткие» давать очки. Таким образом, вы сможете соревноваться друг с другом, в игре появится небывалый азарт.

Игра №5: Развиваем логику с помощью спичек

Еще один вариант игры, которая развивает логику. В этой задаче из 10 спичек сложена форма ключа. Передвиньте 4 спички так, чтобы получилось три квадрата.

Сначала ребенок может переставлять спички «вручную», но потом это можно делать в уме.

Ответ.
Задача решается достаточно просто. Четыре спички, образующие ту часть ручку ключа, нужно переместить на стержень ключа, так чтобы 3 квадрата были выложены в ряд.




Проблемой многих детей является то, что они моментально «хватаются» за подсказку мамы. Например, мама хочет подсказать, и говорит «может быть, здесь надо прибавить?». Ребенок вместо того, чтобы продумать вариант,который предложила мама, и сказать, подходит он, или нет, сразу говорит «да, да!» и соглашается с предложенным вариантом.

Игра №6: Верю – не верю

Дети не хотят думать самостоятельно. Чтобы избавиться от этой привычки, я посоветовала бы игру под названием «Верю – не верю». Она развивает у ребенка критическое мышление – умение мыслить самостоятельно, не принимать любое утверждение, а поддавать его критике, самостоятельно формировать мнение, рассуждать.


Условия очень простые – вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, правда это или выдумка, и объяснить, почему он так считает.

Например, я говорю: «Сок можно есть ложкой».

ДА, если это фруктовое мороженое.


Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы.

Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения. Например: «все птицы летают» (не все, есть птицы, которые не летают: курица, индюк, страус, пингвин).

Игра№7: Найди аналогии

И еще одна игра, в которую можно играть «на ходу», и которая хорошо тренирует умение находить аналогии. Вы просто даете ребенку слово – например, «вертолет». Затем, просите найти к нему наибольшее количество аналогий по любым принципам – например, бабочка, потому что она летает, или трамвай, потому что в нем тоже можно перевозить людей.

Ну, а теперь на посошок! Задача повышенной сложности, которую все знают и помнят: как помочь крестьянину перевезти на другой берег на лодке козу, капусту и волка, если в лодке может поместиться только 2 предмета, и чтобы коза не съела капусту, а волк не съел козу… Справились?

Ваш ребёнок может обучаться эффективнее и веселее!

Тренинговый Центр «Шалений равлик» приглашает детей и взрослых на курсы по развитию памяти и мышления! Наш профессионал педагог высшей категории с шестнадцатилетним стажем Елена Калачикова знает о памяти и мышлении всё! Елена утверждает, что мозг – это мышца нашего тела, которая нуждается в регулярных тренировках. Убедитесь, что домашнее задание можно делать с удовольствием и без «зазубривания»!

Тренинг по Эйдетике и Мнемотехнике

Занятия по Эйдетике с профессиональным педагогом расширяют сознание, развивают мышление, улучшают концентрацию внимания, и главное – по максимуму прокачивают память! Ваши дети навсегда забудут, что такое «зазубривать» материал и будут обучаться с радостью. С помощью методике образного мышления – Эйдетике, ваш ребёнок сможет:

  • с лёгкостью выучить большое стихотворение или текст наизусть;
  • запоминать огромный объём различной информации, в том числе цифровой;
  • улучшить концентрацию внимания;
  • подготовиться к экзаменам и ЗНО;
  • изучить иностранные языки.

Если вас заинтересовали занятия по развитию памяти и мышления, запишитесь на курс по Эйдетике и Мнемотехнике!

Запишитесь на тренинг по эйдетике

Экспресс-тренинг по Скорочтению

Удивительный курс по Скорочтению всего из трёх занятий длительностью в 2 часа. Этот тренинг для тех, кто прошел курс Эйдетики и Мнемотехнике и хочет научиться способам скорочтения! К нам приходят детки и взрослые и повышают скорость чтения в два-три раза! На тренинге по Скорочтению вы:

  • обработаете 4 способа быстрого чтения;
  • повысите концентрацию внимания;
  • научитесь выбирать из текста главное;
  • с лёгкостью запоминать прочитанный материал.

Тренинги по Эйдетике и Скорочтению помогут вашему ребёнку улучшить успеваемость в школе! Запишитесь на экспресс-курс по скорочтению и повысьте свою скорость в три раза!

Запишитесь на тренинг по скорочтению

Продвинутый уровень: Спортивное Запоминание

Тренинг по Спортивному Запоминанию для сильнейших учеников! Сила есть в каждом! Если вы хотите стать настоящим спортсменом в запоминании или желаете принять участие в Чемпионате по Спортивном Запоминании, Тренировочный Центр «Шалений равлик» жжет вас! Подходит для тех, кто хочет:

  • выйти из зоны комфорта;
  • прокачать свой мозг по полной программе;
  • выйти из зоны комфорта;
  • расширить собственное сознание;
  • развить мышление;
  • добиться успехов в жизни.

Удивительный продвинутый курс открывает перед вами множество возможностей! Если вы готовы сделать лучшую инвестицию в своё будущее, запишитесь на тренинг на нашем сайте!

Хочу на трениниг!

В этой статье:

Воспитание и образование ребёнка – это две базовые составляющие одного системного процесса, включающего целый комплекс инструментов общего и специального назначения. Выбор тех или иных инструментов влияет как на весь процесс, так и на отдельные его этапы. Развитие логического мышления у ребёнка является частью образовательной составляющей и влияет на его воспитание.

Родители мечтают не только о том, чтобы их ребёнок вырос здоровым и крепким – они также хотят видеть в нём незаурядную личность, успешного человека в будущем. Поэтому, наряду с физическим развитием, большое внимание уделяется воспитанию и образованию ребёнка. С раннего возраста важно развивать у ребёнка творческие способности, уделять большое внимание развитию его умственных способностей и логического мышления.

Зачем ребёнку логическое мышление?

В процессе своего развития ребёнок преодолевает несколько важных этапов, каждый из которых отличается особенностями, характерными определённой возрастной категории детей. На каждом таком этапе создаётся первичная основа для перехода малыша к следующему этапу развития. Все умения, знания и навыки, которые малыш приобретёт в период своего дошкольного развития, станут для него надёжным фундаментом на всех этапах школьного образования.

Ребёнку, который не владеет навыками логического мышления, будет труднее усваивать новый материал, он не сможет грамотно использовать полученные знания в процессе решения практических задач. Решение каждой учебной задачи будет отнимать у него массу сил и энергии, ослабляя его физическое состояние, подавляя психику и нивелируя желание учиться.

Малыши, освоившие навыки и приёмы логического мышления:

  • Умеют легко сосредоточиваться на проблеме;
  • Очень внимательны;
  • Обладают хорошей памятью;
  • Легко концентрируются над решением поставленной задачи;
  • Чётко мыслят и рассуждают в верном направлении;
  • Не теряются в рассуждениях, обладают чёткой структурой мысли;
  • Легко справляются с решением любой логической задачи;
  • Мыслят неординарно и находят нестандартные способы решения задач;
  • Очень общительны и любознательны;
  • Помимо обучения в школе, как правило, дополнительно посещают различные кружки и студии по интересам.

Это очень активные и жизнерадостные дети, обладающие пытливым умом и интересующиеся любыми событиями, происходящими вокруг. Обучение в школе не отягощает их, они легко справляются с дополнительными нагрузками.

Дети, обладающие навыками логического мышления, владеют комплексом «инструментов» — логических операций, крайне необходимых им для общего развития, получения качественного образования и воспитания.

Для общего развития В обучении В процессе воспитания
· Хорошо развитая речь;

· Рассуждение, способность спорить аргументированно;

· Концентрация внимания на поставленной задаче или имеющейся проблеме;

· Стремление преодолевать трудности;

· Развитие творческого потенциала;

· Креативность мышления.

· Анализ;

· Сравнение;

· Синтез;

· Классификация предметов, явлений, действий, событий и их свойств, признаков;

· Умение построить алгоритм работы и использовать его для быстрого достижения цели.

· Использование отрицательной частицы «не».

· Коммуникативные навыки;

· Уверенность в себе, в своей правоте и убеждениях;

· Понимание коллективной ответственности;

· Уважение другой точки зрения;

· Помощь и поддержка слабым сверстникам;

· Ответственность за порученное дело;

· Уважение к людям старшего поколения;

Давайте попытаемся охарактеризовать кратко некоторые из этих логических операций. К примеру, у детей среднего возраста навыки логических операций в обучении открывают следующие способности:


В классификации важно умение ребёнка выполнять два логических действия:

    • Выделять общие признаки у группы предметов/явлений/событий, что составляет основу классификации;
    • Разделение предметов/явлений/событий по классам на основании выделенных признаков.
    • Отрицательная частица «не» – навык её использования крайне важен для развития у ребёнка логического мышления и речевых навыков. Она необходима ему для выполнения логических операций отрицания.

Современный подход в вопросах развития у детей логического мышления

Большая часть современных программ и методик дошкольного образования базируется на отношении к ребёнку как к личности – уникальной, творческой и способной к саморазвитию. Важная роль в этом процессе отводится его способности мыслить, рассуждать, отстаивать свои убеждения с помощью соответствующих аргументов.

Результат обучения и воспитания детей
напрямую зависит от способности взрослых людей (педагогов/родителей) правильно организовать и руководить этими процессами и всеми видами деятельности детей. Характер каждого вида деятельности ребёнка на определённом возрастном этапе определяет не только его психологический облик, но и базис психологических новообразований, необходимых ему для перехода с одной возрастной ступени на следующую.

Детям дошкольного возраста на разных возрастных этапах присущи те или иные закономерности развития мышления. Начальный этап развития мышления у детей начинается с наблюдения и восприятия информации на слух. Малыш учится «расчленять» получаемую информацию, сравнивать её, группировать, анализировать. Самыми простыми и показательными занятиями по синтезу предметов являются игры.

      • Дети 1-2 лет

Если малыши разбирают пирамидку, вынимают из коробки цветные палочки машинку, они уже
или разбирают устанавливают первичные логические связи. Об этом может свидетельствовать их способность осуществить обратные действия – собрать игрушку.

Дети обычно легко собирают пирамидку и машинку, складывают в коробочку выбранные палочки. Они также способны сложить простую картинку из пазлов или отсортировать предметы по цветовому признаку.

Выполняя подобные действия, малыши анализируют предметы и обобщают их по одному-двум определённым признакам. В этом возрасте дети осваивают раннюю форму синтеза и пользуются навыками простого алгоритма. Эти логические операции ещё не чётко связаны между собой.

      • Дети 3 лет

В этом возрасте у детей начинает развиваться основной мыслительный процесс, в результате которого они уже самостоятельно проводят анализ и синтез предметов. Эти базовые навыки далее станут им надёжной опорой для развития и совершенствования навыков других логических операций. Умственные способности ребёнка станут более специфическими – тонкими, «дробными» и обобщёнными.

В процессе игры с 3-4-летним ребёнком эти навыки легко отрабатываются на куклах,
машинках и рисунках – на тех игрушках, которые состоят из множества деталей, отличающихся формой, размером и предназначением.

К примеру, малыш в 3 года, осматривая куклу, должен уметь показывать, где у неё нога, голова, рука и туловище. Он должен уметь объяснять, для чего нужны кукле эти части тела. Аналогичное задание малыш может выполнить, если вы попросите его показать глазки, ушки, ротик и носик у куклы.

Если вы с малышом рассматриваете картинку в книжке, попросите его показать основных героев сюжета, акцентируйте его внимание и на незначительных деталях рисунка, помогающих охарактеризовать героя. Если, например, речь идёт о Бабе Яге, обратите его внимание на фон картинки – как правило, его рисуют в тёмных тонах, поскольку этот персонаж является представителем «тёмных» сил.

Если речь идёт о принцессе, обратите внимание малыша на множество ярких цветов вокруг неё, птиц и лесных зверей, светлые тона рисунка. Используйте любую возможность, чтобы выстроить в воображении ребёнка логическую цепочку соотношений принадлежности показанных ему предметов к той или иной группе.

      • Дети 4-5 лет

В процессе игры важно акцентировать внимание детей не только на распознавании у игрушек «ножек», «лапок», «хвостов» и т.д., но и на их характерных отличиях. Именно эти отличия
являются критериями принадлежности животных (или игрушек) к той или иной группе.

В процессе работы с детьми этой возрастной категории можно чётко увидеть, что, помимо базовых логических операций в связке «синтез–анализ», ребёнок использует и операцию «сравнение». Таким образом, малыш уже способен провести детальный анализ игрушки, а её образ, созданный им, становится более полным, цельным и связным.

      • Дети 5-7 лет

Дети старшей дошкольной группы способны более тщательно разложить целое на составляющие его элементы. Кроме этого, они уже могут объяснить функциональное значение некоторых из этих элементов.

К примеру, если вы предложите ему к рассмотрению игрушечного зайца и попросите назвать и описать элементы его тела, малыш должен смело назвать и показать ушки, лапки, хвостик и головку зайчика. Помимо того, он должен объяснить, зачем, например, зайчику такие длинные ушки или почему его задние лапы длиннее передних. Также ребёнок должен знать ответы на такие вопросы, как
«Почему у совы глаза большие?», «Зачем животным нужен хвост?», «Для чего кошке нужны когти?» и т.д.

Беседа о каком–либо предмете или животном с детьми этой возрастной группы должна быть более детализированной и с дроблением цельного на части. Важно в конце игрового процесса обобщать те новые знания, которые малыш получил. Пусть он перечислит всё, что сегодня для него оказалось новым. Ещё лучше, если его ответы будут сформулированы в форме рассказа – одной из самых сложных форм синтеза. В данном случае малыш должен посредством осмысленных связей умело объединить новые знания, полученные о животном или игрушке.

Мы рассмотрели характеристику способностей к синтезу у дошкольников в разных возрастных группах. Навык логической операции «классификация» у детей этих же групп также характеризуется по определённым уровням и закономерностям. Психологи, используя на практике слова, картинки и предметы, выделяют у детей 3 основных уровня классификации с присущими им закономерностями.

Эти закономерности связаны с особенностью мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста.

Малыши мыслят слишком конкретизированно, поэтому для осмысления предмета им необходимо видеть сам предмет и наглядно понимать действие, связанное с ним.

Дети старшего дошкольного возраста способны мыслить независимо
от того, есть у них этот предмет в наличии или находится лишь в их воображении.

Развивая логическое мышление и навыки логических операций у ребенка, родители должны использовать весь потенциал малыша. Не оставляйте ребенка наедине с игрушками, общайтесь с ним постоянно, отвечайте на его вопросы и не ленитесь задавать вопросы ему. На прогулке, во время игры в доме или на улице, перед сном – старайтесь всё время обсуждать с ним те события, которые происходят вокруг него. Связывайте отдельные события в одно целое и наоборот, разбивайте на элементы цельное, вовлекайте ребёнка в этот процесс.

Несколько слов о развитии речи

Не забывайте, что речь играет важную роль в развитии, образовании и воспитании ребенка, она оказывает большое влияние на его мыслительную деятельность и способность воспринимать информацию. Степень развития речи и её значение для малыша можно проследить в каждом игровом, образовательном или трудовом процессе.

Обратите внимание на то, как малыш рассказывает вам о произошедших событиях, как связывает несколько событий между собой и выявляет причинно-следственные связи.
Больше внимания уделяйте его рассуждениям относительно чего-либо, оцените его словарный запас и способность посредством речи передать максимум эмоций и впечатлений, переполняющих его.

Значение игр в развитии логического мышления у детей

Особенностью развития малышей дошкольного возраста считается
разный уровень и темп их общего развития. Так, у одной группы детей дольше выявляются признаки младшего возраста, их поведение и логическое мышление несколько замедлено. У другой группы детей этого же возрастного периода можно зафиксировать резкий скачок «взросления». Учитывая это, необходимо позаботиться о том, чтобы обучающий и игровой материал соответствовал не возрасту, а уровню развития ребёнка. Игра – это главный вид деятельности дошкольников, в процессе которого они познают мир.

Игры I уровня (младшие дошкольники)

Игровой комплекс включает как одиночные, так и коллективные игры. Играя в одиночную конструкторскую или предметную игру, малыш совершенствует свою память, развивает восприятие, воображение и мышление.


Играя со своими игрушками, малыш в этом возрасте не имеет конкретной игровой цели или сценария игры. Он просто учится ставить кубик на кубик, складывать мозаику или домино, выявляя простые закономерности (совпадение картинок, цвета отдельных деталей, их формы и т.д.).

Игры II уровня (для дошкольников среднего возраста)

Если детки младшего возраста чаще играют в одиночные игры, то для малышей среднего уровня важна коллективная или ориентированная игра, в которой они смогут легко имитировать определённые действия и установить отношения с другими детьми.


Дети, у которых развито творческое мышление, отбирают игрушки по принципу «нравится или не нравится». Дети с доминированием логического мышления ориентируются более на вид материала, из которого изготовлены игрушки, и их свойства.


Игры III уровня

Игры детей этой возрастной категории уже всегда осмысленны и по форме напоминают собой один из видов трудовой деятельности.

Если малыш играет с конструктором, то результатом его работы становится некий бытовой
предмет – дом, машина, шкаф и прочие вещи, полезные или необходимые в быту. Через призму игры он совершенствует движения своих рук и все умственные операции, которыми уже владеет.

Если ребёнок играет с куклами или мягкими игрушками, то, как правило, он моделирует семью, в которой игрушки выполняют функцию членов семьи. Роль игрушек может также заключаться в имитации отношений:

        • «доктор – пациент»;
        • «милиционер – хулиган»;
        • «продавец – покупатель» и т.д.

В процессе игр такого типа малыш учится налаживать социальные связи и вступать в отношения с другими субъектами социума.

Детям старшей дошкольной группы интересны игры на:


Нельзя позволять малышу зацикливаться на играх одного типа – для гармоничного развития он должен играть в разные игры.

Важно!

Если в семье более одного ребёнка, ориентироваться в выборе совместных игр для них следует на возраст каждого малыша. Если вы будете выбирать игры с учётом возраста младшего ребёнка, то у старшего ребенка может пропасть интерес к игре. Если игры
будут рассчитаны только на старшего малыша, младшему будет сложно с ним играть.

Мышление ребенка продолжает развиваться, он пытается установить простейшие отношения и связи между объектами, интересуется окружающим миром. Важно, чтобы малыш не утратил этот интерес и нашёл применение свои навыкам для дальнейшего их развития и совершенствования. Чтобы помочь ему быстрее освоить новые навыки и связи, психологи рекомендуют организовать для него своеобразный «сенсорный центр».

Это игровое место, где будут собраны материалы и предметы, которые ребёнок сможет изучать с помощью своих органов чувств. Это предметы, отличающиеся по запаху, свойству материалов, из которых они изготовлены, шумовым эффектам и пр. Малышу полезны игры, рассчитанные на детское восприятие и экспериментирование. Это работа с глиной, пластилином, песком, зеркалом, красками, мыльной пеной, для которой также следует выделить место в квартире.

Игра – это самый главный вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, он вступает в игровой процесс со сверстниками или взрослыми людьми, экспериментирует с предметной деятельностью или ролевыми играми. В процессе игры происходит его эмоционально-личностное и интеллектуальное развитие.

Малыш с развитым логическим мышлением становится более уверенным в себе, умеет донести другим людям собственные чувства и мысли.

Развитие у детей логического мышления – это сложный, длительный и трудоёмкий процесс. Уровень мышления у каждого малыша специфичен. Как слабых, так и сильных детей объединяет тот факт, что логическое мышление развивается у них разными темпами, но с обязательным позитивным результатом. Это необходимое условие, которое может свидетельствовать о нормальной подготовке ребёнка к следующей ступени своего развития и к обучению в школе.

Дошкольный возраст — период, когда создается база, фундамент для полноценного психического развития ребенка в старшем возрасте. Чтобы малыш испытывал интерес к познанию нового, не боялся трудностей, умел их преодолевать, необходимо позаботиться о всестороннем развитии дошкольника. Особенно следует внимательно отнестись к развитию логического мышления ребенка.

Развитие логического мышления

Дети уже в раннем дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием размеров, форм, цвета предметов, находящихся вокруг. Восприятие окружающего мира идет без специальной подготовки. Однако, если усвоение происходит интуитивно, оно чаще всего бывает неполноценным, поверхностным.

Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью успешной подготовки ребенка к школе и его гармоничного развития.

Старший дошкольный возраст знаменуется началом появления знаково-символической функции сознания. Этот период обретает важность в целом для умственного развития, для формирования готовности к школьному обучению.

Для обозначения предметов, последовательностей, множеств принято использовать знаковую символику, с чем и знакомят детей в период подготовки к школе. Малыши активно ее принимают.

Особенно, если такие модели придумывать сообща, акцентируя внимание на использовании обозначений не только словами, но и графически (например, в одну группу предметов попадают не только прямоугольники, но и другие фигуры, у которых 4 угла, делается акцент на число «4»).

Уже к 7-8 годам ребенок способен оценивать точку зрения других людей, анализировать, сравнивать, рассуждать. Без самостоятельного суждения невозможно интеллектуальное развитие, поэтому его следует тренировать. Как развить логическое мышление у ребенка 8-9-10 лет? Школьная программа начальных классов предусматривает особенности развития маленьких учеников и их выраженную способность к усвоению новой информации. Родители же могут помочь своим малышам закрепить навыки во внеурочное время.

В этом возрасте дети задают вопросы и ищут ответ самостоятельно, имеют свое мнение и готовы его доказывать. Чем можно воспользоваться. Не нужно отвечать на вопросы ребенка сразу – следует вместе порассуждать, подвести школьника к самостоятельному выводу. Возможно, он будет неверным, о чем не следует категорично заявлять. Разговоры могут переходить в дискуссии, где каждый отстаивает свою точку зрения обоснованно и аргументированно.

Игры, развивающие логику

Сравнения . По размерам, количеству или качеству, сравнение числовых параметров (больше, меньше, одинаково).

Признаки . Схожесть или различие предметов (найти отличия на двух картинках, определить, что общего между животными).

Классификация. Объединение объектов в одну группу (цветы отдельно от деревьев, овощи отдельно от фруктов).

Отбор. Из представленных предметов необходимо исключить лишний (автомобиль от общественного транспорта, суп от десертов).

Игры со спичками. Следует убрать или переставить заданное количество палочек, чтобы получилась новая фигура, цифра, буква.

Поиск недостающего значения. В этом задании можно убирать буквы из слов, чтобы ребенок вставил пропущенный символ. Также для упражнения подойдут ребусы, уравнения, математические примеры.

1. Решение каждой задачи должно сопровождаться объяснениями ребенка. Умение обосновывать свое решение является основой логического мышления.
2. Занятия следует проводить в игровой форме, чтобы они не утомляли юного школьника.
3. По мере развития логики, необходимо постепенно усложнять задачи, иначе прогресса не будет.
4. Время на решение загадок ограничивать не нужно, со временем дитя будет справляться быстрее.
5. Ребенок должен активно участвовать в обучении – не просто решил готовый пример, а сам его написал, объяснил, нашел ответ. Не только исключил лишний предмет из перечня, но и разукрасил его для выделения.

Ученики младших классов особенно нуждаются в одобрении и поощрении своих успехов . Родитель особенно стимулирует кроху, если будет хвалить его и хвастаться достижениями своего малыша перед знакомыми и близкими.

Возможно вам также понравится:


Ребенок боится выступать на публике — приемы саморегуляции
Как научить ребенка не стесняться и быть активным
Как научить ребёнка считать в уме двузначные числа 1-2 класс
Что делать, если ребенок ругается матом в школе? Как объяснить ребенку дроби: 3-4 класс. С чего начать?

«Наука о правильном мышлении» - вот как переводится слово логика с древнегреческого языка. А кто бы из нас не хотел мыслить правильно? Ценность сформированного логического мышления неоспорима.


Логика позволяет нам:

  • Анализировать окружающую действительность;
  • Находить главное и второстепенное в потоке информации, что помогает быстро и надолго запоминать информацию, не перегружая при этом память;
  • Понимать причинно-следственные связи явлений и событий.

Как раз в это время у ребёнка начинает формироваться логическое и абстрактное мышление. И если не помочь этому «росточку» окрепнуть, то многие учебные начинания ребёнка не приведут к успеху. Особенно, если речь о математике и других точных науках. Также о пользе логического мышления читайте .


Представляем вам 5 упражнений, помогающих улучшить логическое мышление вашего ребёнка.

Упражнение 1. Поиск наиболее значимых слов

Назовите ребёнку шесть слов. Одно из них – наиболее общего порядка, например, слово «город» . А другие пять слов будут так или иначе связаны с ним. Нужно, чтобы два слова были наиболее значимыми для слова «город» , чем остальные. К примеру, «улицы, машины, дома, деревья, кафе» .


Задача ребёнка – отыскать два наиболее значимых слова из пяти, а затем объяснить свой выбор. А ваша задача – рассуждать вместе с ребёнком и приходить к логически верному решению. Есть два варианта усложнения упражнения. Можно ограничить поиск слов до определенного времени (например, 20 секунд). Или использовать для упражнения более сложные слова.

Упражнение 2. Найди общее

Выберите два предмета и попросите ребёнка найти как можно больше общего между ними. Начинайте с простых пар, таких как «яблоко и груша» , но постепенно усложняйте задание. Например, можно спросить у ребёнка, что общего у книги и компьютера, у папы и мамы, у него и его лучшего друга.


Если вдруг ответы ребёнка начали выходить за рамки логики, не ругайте его. Обилие нестандартных вариантов будет явным признаком сформированного творческого мышления ребёнка!

Упражнение 3. Назови причину

Назовите ребёнку любое событие и попросите назвать его вероятные причины. Начинайте с простых вариантов, таких как «насморк», «загар», «двойка» . А потом постепенно переходите к более сложным, например, «ошибка», «дружба», «гололёд» .

Упражнение 4. Назови следствие

В этом упражнении нужно назвать ребёнку событие и спросить у него, какие следствия оно может за собой повлечь. Например, можно назвать следующие простые и сложные события: «переедание», «потепление», «удар» и «опасность», «забота», «опоздание» .

Упражнение 5. Данетки

Логическая игра, получившая своё название благодаря условию: загадывая какое-то слово, вы можете отвечать на вопросы второго игрока только «да» или «нет». А задача второго игрока - подбирать вопросы, которые приблизят его к разгадке слова.


Игра также тренирует воображение, внимание и способность запоминать, поскольку держать все условия в памяти – непростая задача. А что ещё способствует развитию логического мышления ребёнка?




Однако зачастую их изучение не даётся ребёнку из-за несформированного логического мышления, получается замкнутый круг. Тогда на помощь приходит интерес. И программирование. Играючи, ребёнок сможет освоить его на (уже с 7 лет!).


Более подробно о компьютерных курсах в Юниум прочитайте . Программирование – это крепкая основа, которая с ранних лет поможет сделать мышление ребёнка более выстроенным, системным и логичным.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: