Написал братья гримм автор. Биография братьев Гримм – не сказочная история сказочных писателей. Для приготовления супа с брокколи вам нужно

Братья Гримм родились в Ханау, в ландграфстве Гессен-Кассель – Якоб 4 января 1785 года, а Вильгельм 24 февраля следующего года. Родители мальчиков Доротея и Филлип Вильгельм Гримм в браке произвели девять детей, из которых трое умерли в младенчестве.

Помимо Якоба и Вильгельма определенной известности достиг младший брат Людвиг Эмиль, ставший художником.

Учеба в Касселе

Чтобы дать старшим сыновьям соответствующее образование для последующей адвокатской карьеры, мать отправила их осенью 1798 года в Кассель к своей тете. Отец мальчиков умер от пневмонии двумя годами ранее. Братья окончили Кассельский лицей, после чего с разницей в один год стали студентами Марбургского университета, где занялись изучением юриспруденции.

Один из их учителей Фридрих Карл фон Савиньи разрешил любознательным молодым людям время от времени пользоваться своей частной библиотекой. Братья, еще ранее познакомившиеся с творчеством Гете и Шиллера, нашли здесь обширный источник произведений романтизма и миннезанга.

Значительное влияние на взгляды Якоба и Вильгельмя оказал Иоганн Готфрид Гердер, имевший свою точку зрения на народную поэзию. Однако братья не превратились в романтиков, бредивших о «готическом средневековье», но стали реалистами, видевшими корни современных событий в далеком прошлом. Они изучали историческое развитие немецкой литературы (легенды, документы, поэзию) и закладывали основы для научной трактовки этой области. В духе Гердера они не ограничивались документами на немецком языке, пользуясь английскими, шотландскими и ирландскими источниками.

Начало творческого пути

После окончания учебы в 1806 году братья продолжали вести скромную, уединенную жизнь. Два года спустя Якобу удалось получить место личного библиотекаря при короле Вестфалии, Жероме Бонапарте (родной брат Наполеона I). Должностные обязанности не занимали много времени, что позволило братьям спокойно сосредоточиться на литературных и научных изысканиях. После смерти матери в 1808 году Якоб Гримм становится главой семьи.

В 1807 году Якоб и Вильгельм опубликовали эссе о миннезанге. Свои первые самостоятельные произведения братья выпустили в 1811 году, а в 1812 году последовали совместные книги, в том числе первый том «Детских и семейных сказок». С 1813 по 1816 год братья выпустили три номера журнала «Альдеутче Валдер», где публиковали образцы старой немецкой литературы.

Сказки братьев Гримм

Именно в этот период было положено начало работе, сделавшей их фамилию известной каждому образованному человеку – Якоб с Вильгельмом начали собирать народные сказки и легенды.

Настоящим кладезем информации стала для братьев Доротея Виманн, с которой они случайно познакомились в 1813 году в небольшой крестьянской деревушке под Касселем. Отец Доротеи держал постоялый двор, через который протекал нескончаемый поток путешественников. Помогавшей отцу по хозяйству девочке довелось выслушать немало чудесных историй и сказок, которыми делились друг с другом проезжие, коротая долгие вечера.

На момент знакомства с братьями госпоже Виманн было уже за пятьдесят, но сказки, услышанные в далеком детстве, сохранились в ее памяти в неизменном виде, что наряду с талантом прирожденного рассказчика вызывало неизменное восхищение Якоба и Вильгельма. Из двух сотен сказок, опубликованных в общей сложности братьями Гримм, более семидесяти были рассказаны именно Доротеей Виманн.

В год выхода первого тома сказок Наполеон Бонапарт потерпел сокрушительное поражение в России, что заново перекроило карту Европы. В 1813 году союзнические войска изгнали французов из Гессена, а Якоб был вынужден оторваться от своих литературных занятий, отправившись на Венский конгресс в качестве секретаря гессенской делегации. Пока старший брат трудился на ниве дипломатии, младший получил место секретаря библиотеки курфюста Гессенского, возвратившегося из изгнания.

В 1815 году братья издали второй том сказок, а в 1819 году переиздали первый, значительно переработанный и дополненный: добавились новые сказки, около четверти историй были удалены.

Почти половина из оставшихся сказок была пересмотрена для устранения эротических аллюзий, воспринятых в светском обществе как оскорбительные.

Заметки к сказкам были изданы в 1822 году как третий том. В 1825 году было опубликовано иллюстрированное малое издание «Детских и домашних сказок», получившее широкую известность. В качестве художника Якоб с Вильгельмом привлекли своего брата Людвига Эмиля. В 1823 году было опубликовано иллюстрированное английское издание сказок. Еще при жизни братьев большое немецкое издание сказок переиздавалось 7 раз, а малое 10 раз.

Немецкая грамматика

В это творческое время внимание Якоба Гримма сосредоточилось на «Немецкой грамматике». Обширная работа относится ко всем германским языкам, их связям с другими языками и историческому развитию. В этом основополагающем труде Якоб исследовал развитие законов изменения звуков, заложив основы современной этимологии.

В этом вопросе у Якоба Гримма были предшественники: в 1787 году Уильям Джонс в Бенгалии сравнивал санскрит с древними персидскими, греческими, латинскими, готическими и кельтскими языками из-за структуры и корня слов, однако делал это не систематично. Этим же занимался молодой датчанин Расмус Кристиан Раск.

Якоб Гримм знал начал сравнивать словообразование и звуковое развитие в древнескандинавском языке с славянским или греческим. В «Немецкой грамматике» этапы развития рассматриваемых языков впервые были сопоставлены. Во втором издании он смог объяснить, что выявленные звуковые соответствия Раска не были (случайными) отдельными явлениями, а следовали определенной регулярности. Это правило до сегодняшнего дня называется законом Гримма.

Известность в научных кругах

В 1816 и 1818 годах появились два тома коллекции саг (немецких легенд), которые, однако, не имели широкого успеха. В возрасте 30 лет Якоб и Вильгельм Гримм уже достигли выдающейся известности благодаря многочисленным публикациям. Помимо официальной работы в качестве библиотекаря (Якоб) или секретаря библиотеки (Вильгельм), они смогли провести собственное исследование на местном уровне, которое в 1819 году было удостоено Марбургским университетом почетной докторской степени.

Вести домашнее хозяйство братьям помогала их сестра Шарлотта, вышедшая, однако, в 1822 году замуж за друга семьи, адвоката, а впоследствии министра Гессена Людвига Хассенпфлуга. Его сестры Мария, Жаннетта и Амалия внесли свой вклад в будущее литературное наследие братьев Гримм, поделившись известными им народными сказками. После замужества Шарлотта переехала в дом мужа, и братьям пришлось самостоятельно вести свое холостяцкое хозяйство, пока в 1825 году Вильгельм не связал себя узами брака с Доротеей Вильд. Вильгельму очень повезло – Доротея стала не только женой, хозяйкой, но и личным секретарем братьев, с энтузиазмом помогая их работе.

Переезд в Геттинген

В 1829 году братья, имевшие к тому времени репутацию видных ученых, получили выгодное в финансовом отношении предложение от Гетингенского университета в соседнем Ганновере и покинули родной Гессен. В 1830 году Якоб получил место профессора и библиотекаря, а Вильям, проработав год в университетской библиотеке, занялся преподавательской деятельностью. В 1835 году он, как и старший брат, получил должность штатного профессора. Именно в Геттингене Якоб подготовил несколько значительных работ, в том числе и «Немецкую мифологию».

Политический кризис, разразившийся в Ганноверском королевстве в 1837 году, привел к отмене либеральной конституции. Семь профессоров Ганноверского университета, в число которых вошли и братья Гримм, отправили королю письмо с выражением протеста. Результатом стало увольнение всех семерых из университета, и высылка троих, включая Якоба, из страны.

Возвращение в Кассель

Лишившиеся работы братья были вынуждены вернуться в Кассель к младшему брату Людвигу. История получила широкий резонанс в Европе, а

при Лейпцигском университете был создан специальный комитет, собиравший пожертвования для «гетингенской семерки».

Вскоре братьям предложили начать работу над «Немецким словарем», которая дала им некоторые средства к существованию. Якоб и Вильгельм решают переехать в Берлин, и в 1840 году реализовывают это намерение. С весны 1842 года они начали преподавательскую деятельность в Берлинском университете.

Улучшившееся материальное положение позволило Якобу Гриму совершить несколько путешествий по странам Европы, в которых Вильгельм не мог его сопровождать по причине слабого здоровья. 68-летний Гримм-старший посетил Италию, Данию, Швецию (где останавливался у Ганса Христиана Андерсена), Францию, Австрию и Богемию.

В декабре 1859 года 73-летний Вильгельм заболел горячкой и через несколько дней скончался в окружении своей семьи. Смерть брата стала ударом для Якоба, и чтобы отвлечься от невеселых мыслей он с еще большим рвением продолжил работу над «Немецким словарем». В 1860 году Якоб Гримм выпустил второй том, обобщив свою работу и труды брата – эта книга стала последним совместным их творением. Понимая, что ему не хватит времени закончить столь титанический труд, Якоб тем не менее продолжал упорно трудится над словарем, опубликовав в третьем томе раздел на букву «Е» и первую часть раздела буквы «F».

В сентябре 1863 года Якоб Гримм скончался от сердечного приступа, так и не закончив работу над буквой «F». Братья похоронены рядом, на кладбище Святого Матфея в Берлине.

Их предки были очень умными людьми. Отец был юристом, окончил Магбурский университет. А звали его Филиппом Вильгельмом. На самом деле братьев было девятеро, но знаменитыми стало только двое.

Родились все братья в городе под названием Ханау. Из-за ранней смерти их отца их дальнейшее существование не могло быть прежним. Но на помощь вовремя явилась их тетя. Ее имя-Юлиана Шарлотта.

Братья Гримм смогли поступить в университет находящийся в Марбурге. После ее окончания им пришлось идти на службу.

Они стали членами Берлинской академии в 1840 году. Почти сразу после вступления они получили право преподавать в Берлинском университете.

Также они работали над своими научными исследованиями. Фольклористика отошла на второй план, ее место заняла лингвистика.

Одна из наиболее известных работ братьев Гримм - Немецкий словарь. Но закончить его им так и не удалось- кончина этому виной. Полностью законченными были только разделы A, B, C, D, E. Но даже эта часть потребовала огромных усилий. Слов ведь просто огромное количество, и их количество непрерывно растет. Через некоторое время словарь был закончен с помощью их коллег. Все же это не одна из, а наиболее известная и тяжелая их работа. Хорошо что труд братьев не канул в лету.

Нельзя не упомянуть и том «Немецкой грамматики». Целых 20 лет братья трудились над ним.

Я уверен, многие знают о том, что Якоб и Вильгельм собирали легенды и сказки. Наибольшим источником информации по этой части стала Доротея Виманн. На момент знакомства с ней, ей уже было более чем 50 лет. Она даже спустя множество лет, не забыла сказки, что были услышаны ею еще в детстве.

Не могу не отметить знаменитые легенды братьев Гримм. Их всего десять. Они собраны в одном сборнике. Его название- Золотой ключ. Вы удивитесь если увидите размер этих легенд. Они являются очень короткими. Но, читая их, невозможно не испытывать глубоких эмоций и не оценить мастерство авторов. Требуется великий талант и навыки чтобы так затянуть читателя в поток событий легенды. Каждый читатель должен узреть и оценить их творения.

Эти люди являются действительно великими. Терпение, труд, усидчивость- те черты характера, которые наверняка присущи этим людям. Думаю, в этом и заключается секрет их известности.

Вильгельм умер 16 декабря 1859 года. Причиной стал фурункул на спине. Он и спровоцировал смертельную болезнь забравшую жизнь у одного из братьев. Якоб скончался 20 сентября 1863 года. Причиной стал инсульт.

Они нашли свой покой на кладбище Святого Матвея, что в Берлине.

Вариант 2

Братья Гримм – Якоб и Вильгельм – являются известными немецкими лингвистами, основателями научной германистики и собирателями народных сказок. Всю свою жизнь они были невероятно дружны и словно дополняли друг друга.

Якоб – старший из братьев – появился на свет в 1785г. в городе Ханау, а через год там же родился и Вильгельм. Их отец умер рано, оставив жену и 6 детей в сложном материальном положении.

Мать Якоба и Вильгельма понимала, что её сыновья очень талантливые и умные, поэтому постаралась приложить максимум усилий, чтобы дать им хорошее образование. Она отправила мальчиков к сестре в Кассель, где они успешно закончили учёбу в лицее.

В 1802г. Якоб стал студентом юридического факультета Марбургского университета. Вильгельм из-за лечения астмы не смог поступить вместе с братом, однако он сделал это через год. После окончания университета братья Гримм не стали юристами, поскольку их по-настоящему интересовали филология и литература.

В 1808г. Якоб начал работать управляющим личной королевской библиотеки, но у него оставалось достаточно времени для научной деятельности. Братья собирали фольклорные произведения, перерабатывали их и записывали. А в 1812г. опубликовали книгу «Детские и семейные сказки». Через 3 года был издан её второй том. Потом они представили миру двухтомный сборник «Немецкие легенды». Честь авторства книг делили пополам, ставя подпись «братья Гримм».

Но с 18018г. каждый из них избрал собственное направление. В 1819г. Якоб издаёт «Немецкую грамматику», в 1828г. – «Древнее немецкое право», в 1835г. – книгу «Немецкая мифология». Вильгельм же трудится секретарём Кассельской библиотеки, продолжает собирать и комментировать жемчужины народного творчества. В 1825г. он женится.

Некоторый период братья Гримм работают в библиотеке при Геттингенском университете. За открытые протесты против изменений, внесённых в государственную конституцию новым королём, их увольняют. Позже они переезжают в Берлин, становятся членами Берлинской АН, читают лекции в местном университете и создают словарь немецкого языка.

Вильгельм Гримм скончался в 1859г., а Якоб – в 1863г. На кладбище их похоронили рядом.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Гримм Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) - немецкие ученые-филологи, профессора и академики Прусской академии наук, писатели, собиратели фольклора, сказочники .

Известные произведения :

  1. «Золотой гусь».
  2. «Собака и воробей».
  3. «Госпожа Метелица».
  4. «Гензель и Гретель» и др.

Братья Гримм: биография для детей и взрослых

Родились братья в провинциальном немецком городке Ханау (земля Гессен) в семье юриста . С детства у детей воспитывали чувство долга, чести, порядочности. В 1796 г. отца не стало, а у матери на руках осталось шестеро детей, которых надо было не только накормить, но и дать им приличное образование. На помощь семье Гримм пришла их тетя, сестра матери, на деньги которой братья и учились.


Учились они чрезвычайно хорошо, поэтому закончили Кассельский лицей почти вдвое быстрее, чем их ровесники (1802) . Братья увлекались рисованием, коллекционированием различных книг. Затем была учеба на юридическом факультете Марбургского университета, потому что матери очень хотелось, чтобы сыновья пошли по стопам отца... Но Якоб и Вильгельм выбрали для себя другую биографию.

В то время немецкие земли были раздроблены, разорваны на отдельные графства и княжества. Но общий язык и устное народное творчество объединяли жителей отдельных немецких земель в единую нацию. Возможно, именно поэтому немцы и уцелели как народ в бурных водоворотах истории.

В начале XIX в. немецкие земли были оккупированы войсками французов под предводительством Наполеона . Конечно, немцы не могли противостоять одной из лучших в то время армий мира. Многие из них даже служили у французов, как, например, Якоб Гримм.

Поэтому усиленное внимание немецких писателей к фольклору, который был для них символом национальной идеи, стала своеобразным проявлением их освободительных стремлений.

К этой кропотливой работе присоединились и братья Гримм . Они отправились на поиски народных сокровищ, чтобы «разбудить спящие в веках произведения, воскресить любимую сердцу мудрость давности, дремавшую в тени». Братья собирали драгоценные перлы - народные сказки и предания, которые были для них проявлениями народного духа. К этому делу присоединились также друзья и знакомые братьев Гримм.

В 1812 г. в биографии братьев Гримм произошел первый творческий успех - они выпустили в свет свой первый сборник «Детские и семейные сказки» , в который вошло 100 произведений.


Еще через два года вышел второй том , который содержал 70 сказок. В 1822 г. книга увидела свет в окончательной редакции. Немцы, а вместе с ними весь мир, узнали истории о:
  • храбром портняжке и короле Дроздобороде;
  • бременских музыкантах;
  • Гензеле и Гретель.
Такова краткая биография писателей братьев Гримм и их творческий путь .
Заслуга братьев Гримм заключается не только в том, что они собрали немецкие сказки.

Значение творчества братьев Гримм в мировой литературе

Стремясь сохранить своеобразие народной фантазии и языка, они первыми в истории литературы начали серьезно, по-научному изучать устное народное творчество . Всего братья записали почти 600 легенд и сказаний, издали три книги сказок, написали исследование «О происхождении языка», в течение двадцати лет они работали над четырехтомником «Немецкой грамматики» и др.


Деятельность братьев выходит за рамки немецкой науки и культуры - они внесли большой вклад в развитие мировой культуры . В деле изучения фольклора братья Гримм были новаторами. Позже собирать и записывать народные мудрости начали в России, Норвегии и других странах мира.

Другие биографии.

Соц.сети

Экс-солист группы “Братья Грим” Борис Бурдаев появился перед многотысячной аудиторией своих соцсетей в женской одежде. На днях СМИ сообщили о его желании сменить пол, и артист срочно озаботился поиском подходящих ему платьев и обуви.

Российский ответ зарубежной Кейтлин Дженнер Борис Бурдаев опубликовал в соцсетях (в одном только Instagram у него более 20 тысяч человек) свой необычный портрет. Мужчина запечатлен в женском наряде. Эпатажный певец одет в стильное дамское платье в горошек с белым воротничком. Отредактированное в фотошопе лицо звезды выглядит нежным и гладким, как у юной девы. Глазастые подписчики приметили на губах исполнителя розовую помаду.

Свой наряд Борис объяснил “многобуквенным” сообщением, из которого становится понятно, что в суд на репортеров, сообщивших о его нетрадиционной сексуальной ориентации, подавать он не намерен. Более того, теперь Бурдаев уже без утайки может искать себе туфли на шпильках, юбки, блузки, платья и прочие женские радости.

“И все таки кино - это действительно важнейшее из искусств. Порой оно тесно переплетается с реальностью и все вокруг начинает играть по его правилам. Сейчас моя жизнь мне напоминает какое-то французскую сюрреалистическую комедию, где каждый день приходится удивляться, тому, что происходит вокруг. Многие скорее всего знают, что вот уже несколько лет мне больше интересно заниматься независимой музыкой и другими достойными видами деятельности, чем бороздить просторы поп-мэйнстрима, на территорию которого так неосторожно в свое время зашла моя группа (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены. - Прим. ред.)”, - начал издалека Борис.

В свое время он покинул популярную группу “Братья Грим” и попытался сам достичь успеха. “К сожалению, а может и к счастью, шлейф того времени до сих пор преследует меня по пятам, и полтора года назад я решил вновь собрать команду и посмотреть что из этого получится. Вспомнив старые мелодии, мы успешно проехались сначала с туром по США и потом уже и по всей матушке России, причем последнее случилось благодаря хорошей работе моего менеджера Андрея, (в силу своего возраста и амбиций он любит называть себя продюсером, с чем я не очень согласен), но дело не в этом…С самого начала я обнаружил интересный нюанс, оказалось, что большинство СМИ сегодня в нашей стране - это либо кукольный театр с прописанным сценарием и цензурой, либо примитивное бульварное чтиво, для людей с пониженным уровнем интеллекта. Приличных изданий и порталов раз, два и обчелся, да и то большинство из них спокойно живут в интернете во своим отдельным сегментом аудитории”, - посетовал музыкант.

Однажды он решил, что обманывать акул пера - очень весело. “Мы не нашли ничего более для себя интересного, как просто глумиться над этими ребятами. Что мы только не делали: и инсценировали автомобильную аварию, и драку с Андреем, и черт его знает еще что…короче ржали, как могли. Но в этот раз даже инсценировать ничего не пришлось. Эти “гуси” прилетели ко мне в июне на день рождения и к концу вечеринки взяли у меня интервью, в результате сегодня мы имеем шикарную новость. Браво российские СМИ!!! Я рад, что у тех, кто не слушает мои пластинки есть прекрасная возможность поговорить о моей половой самоидентификации. Да и зачем подавать в суд и тд., пускай всем будет весело, а тем у кого нет здравого смысла будет весело вдвойне”, - заявил миролюбивый шутник.

В конце своей пламенной речи Борис снова попросил у своих фанатов помощи. “В продолжении этой истории я объявляю конкурс на мой лучший женский образ. Давайте пофантазируем на тему, какое вечернее платье, бижутерия и туфли мне подойдут. Не забудем и про макияж, - призвал подписчиков Бурдаев. - Короче у вас есть огромное пространство для фантазии. Лучшая идея получит ценный приз лично от меня!!!”

Напомним, Борис давно уже рассказал о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, а теперь, по сообщениям вездесущих папарацци, задумался о смене пола. Продюсер Бурдаева Андрей Бородин подчеркнул: если его подопечный воплотит эту идею в жизнь, их сотрудничество прекратится. “Если он это сделает, я перестану с ним работать. Он гей, а это и так отклонение. Если он станет еще и женщиной, то будет просить называть его не Борей, а какой-нибудь Натали… Публика перестанет его воспринимать”, - переживает Бородин.

Он признался, что Борис нередко во время гастролей сидит на сайтах для геев и постоянно срывает работу своими выходками, смешивая личную жизнь и карьеру. Когда журналисты добрались до самого Бурдаева, чтобы прояснить ситуацию, тот ответил весьма расплывчато. Директор певца Дмитрий в беседе с корреспондентом Дней.Ру не подтвердил, но и не опроверг информацию. “История, конечно, нашумевшая, резонансная. Мы даже не знаем, что теперь с этим делать. Пока этот момент мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть”, - сказал он.

Биография: Братья Гримм

Якоб Гримм (1785-1863)

Вильгельм Гримм (1786-1859)

Братья Гримм - Якоб и Вильгельм - относятся к числу универсальных умов своего времени, то есть к той чрезвычайно редкой породе людей, перед именем которых мы так легко, подчас бездумно ставим эпитет "гениальный", испытывая при этом смутное чувство восхищения, смешанного с недоверием. Действительно, братьев Гримм, пожалуй, больше почитают, чем знают, если не считать их популярности как собирателей сказок. Между тем деятельность их была огромной и разносторонней, она охватывала многие, на первый взгляд кажущиеся чуждыми друг другу области - скандинавскую мифологию и историю права, собирание произведений немецкого фольклора и составление исторического словаря немецкого языка, и многое, многое другое. И если у Вильгельма Гримма периоды повышенной творческой активности сменялись периодами спада, что в основном объяснялось слабостью его здоровья, то жизнь Якоба Гримма являла собой беспрерывный вдохновенный труд и одержимый научный поиск, результаты которого дают нам основания называть его "отцом немецкой филологии".

По происхождению братья Гримм принадлежали к так называемому среднему классу. Отец их был сначала адвокатом в Ханау (Гессен), а затем поступил на службу по юридической части к князю Ханаускому. Братья Гримм родились там же: Якоб - 4 января 1785 года, Вильгельм - 24 февраля 1786 года. С самой ранней юности они были связаны теснейшими узами дружбы, которая не прерывалась в течение всей их жизни. Отец их умер в 1796 году, оставив семью в весьма стесненном положении, так что только благодаря щедрости своей тетки со стороны матери братья Гримм могли закончить ученье, к которому очень рано проявили блестящие способности. Якоб Гримм сначала учился в Кассельском лицее, потом поступил в Марбургский университет, с твердым намерением по примеру отца изучать юридические науки. Он действительно некоторое время слушал лекции на юридическом факультете и занимался изучением права, но вскоре понял, что больше его интересует филология. В 1804 году, вскоре после окончания университета, Якоб Гримм поехал в Париж, чтобы помочь проф. Савиньи, своему бывшему учителю, в поисках старинных рукописей. Через Савиньи он познакомился с К. Брентано, который в то время вместе с Л.фон Арнимом собирал народные песни, легенды и сказки, и также вдохновился этой идеей.

В 1808 году Якоб Гримм стал личным библиотекарем брата Наполеона Бонапарта, Жерома Бонапарта, тогдашнего короля Вестфалии. Король был очень доволен работой молодого библиотекаря, не обременял его лишними поручениями и запросами и вообще появлялся в собственной библиотеке крайне редко, предоставив Якобу полную свободу заниматься научной деятельностью. В 1812 году братья Гримм опубликовали первый том своих знаменитых "Детских и семейных сказок", три года спустя появился второй том; в эти два тома вошло 200 народных сказок и 10 так называемых "детских легенд". Через два года после публикации "Сказок" братья Гримм выпустили сборник "Немецкие предания" в двух томах. По окончании войны с Францией, в 1815 году, Якоб Гримм был послан вместе с представителем Кассельского курфюршества на Венский конгресс и ему даже открывалась выгодная дипломатическая карьера. Но Якоб чувствовал к ней отвращение, да и вообще в служебных занятиях закономерно видел только помеху к занятиям наукой. Поэтому в 1816 году он оставил службу, отклонил предложенную ему профессуру в Бонне, отказался от крупных окладов и предпочел всему скромное место библиотекаря в Касселе, где его брат уже с 1814 года работал секретарем. Оба брата сохраняли это свое скромное положение до 1820 года, одновременно занимаясь различными филологическими исследованиям, и этот период их жизни был чрезвычайно плодотворным по отношению к их научной деятельности.

В 1830 году Якоб Гримм был приглашен в Геттинген в качестве профессора немецкой литературы и старшего библиотекаря при Геттинском университете. Вильгельм поступил туда же младшим библиотекарем и в 1831 году был возведен в экстраординарные, а в 1835 году в ординарные профессора. Обоим братьям жилось здесь недурно, в особенности потому, что здесь они встретили дружеский кружок, в состав которого входили первые светила современной им германской науки. В том же 1835 году Якоб Гримм опубликовал здесь свое исследование "Германская мифология". Эта работа и поныне считается классическим трудом по сравнительной мифологии (Братья Гримм - основоположники так называемой "мифологической школы" в фольклористике; к этой школе принадлежали, в частности, Фридрих Шеллинг и братья Шлегели). Но пребывание их в Геттингене было непродолжительным. Новый король Ганноверский, вступивший на престол в 1837 году, решил отменить конституцию, данную Ганноверу его предшественником, чем возбудил против себя общее недовольство; но только семеро геттингенских профессоров имели достаточно мужества, чтобы открыто заявить протест против нарушения основного государственного закона. Братья Гримм оказались в их числе. Король Эрнст-Август ответил на это немедленным увольнением всех семи профессоров и высылкой из ганноверских пределов тех из них, которые не были ганноверскими уроженцами. В трехдневный срок братья Гримм должны были покинуть Ганновер и временно поселиться в Касселе. Но за них вступилось общественное мнение Германии, а два крупных книгоиздателя (Реймер и Гирцель) обратились к ним с предложением составить немецкий словарь на самой широкой научной основе.

В 1840 году прусский кронпринц Фридрих-Вильгельм пожелал оказать братьям покровительство и пригласил их в Берлин. Они были избраны в члены Берлинской Академии Наук и в качестве академиков получили право на преподавание в Берлинском университете. Последние годы жизни они посвятили главным образом чтению лекций и научным исследованиям, предприняв в 1852 году невероятный по своему объему и сложности труд по составлению словаря немецкого языка. После смерти Вильгельма в Касселе 16 декабря 1859 г. и кончины Якоба в Берлине 20 сентября 1863 г. эту работу продолжали различные группы ученых (закончена в 1961 г.)

В историю языкознания Якоб Гримм вошел прежде всего как автор четырехтомной "Немецкой грамматики". Первый том ее посвящен морфологии и фонетике, второй - преимущественно морфологии, третий - словообразованию и четвертый - синтаксису. В основе данного исследования лежит сравнение на исторической основе всех германских языков, охватывающее огромный материал, начиная с первых письменных памятников. Вместе с исследованием Фр. Боппа "О системе спряжения санскрита в сравнении со спряжением греческого, латинского, персидского и германского языков" "Немецкая грамматика" Я. Гримма стала той первичной основой, на базе которой впоследствии возникло сравнительно-историческое языкознание. Основатели компаративистики не ограничивались сопоставлением языков. В ряде их работ, прежде всего в "Немецкой грамматике" Я. Гримма, исследовалось историческое развитие отдельных языков и языковых групп. Предвосхищая идеи Гумбольдта, Якоб Гримм называл язык вечно изменяющейся категорией, в которой действуют противоречивые силы или антиномии. "При изучении истории языка повсюду видны живое движение, твердость, гибкая, податливая изменчивость, беспрестанная смена взлетов и падений, неукротимое стремление к новому, которое никогда еще не достигало окончательного завершения". Все эти изменения языка, вызываемые бессознательно действующим его духом, обуславливают одновременно и трудность, и легкость освоения языка, - как чужого, так и родного. Надо заметить, что Якоб. Гримм находился под значительным влиянием романтических идей о "духе народа" и его отражении в языке, особо подчеркивая роль данных о народных диалектах. Призывая изучать "народный" язык во всем его живом многообразии, Якоб Гримм оказал огромное влияние на становление немецкой диалектологии.

Изучение исторического развития германских языков дало возможность Я. Гримму выявить закономерности их фонетического развития. Ему и некоторым его современникам принадлежат первые формулировки конкретных законов звуковых изменений языка. Понятию звукового закона, введенному Ф. Боппом в 1824 г. и развитому Я. Гриммом, в то время еще не придавалось столь принципиального значения; зато оно получило развитие у следующих поколений компаративистов.

Можно сказать, что братья Гримм стояли и у истоков немецкой лексикографии, предприняв поистине титанический труд по составлению первого исторического словаря немецкого языка (от 1500 г. до первой половины XIX века). На одни лишь подготовительные работы ушло 14 лет, и в 1852 г. вышел первый том (братья довели составление словаря до слова Frucht). Основную тяжесть этой адской работы вынес на себе Якоб Гримм, отличавшийся более крепким здоровьем и феноменальной работоспособностью. Словарь выходил в свет небольшими выпусками, которые затем объединялись в огромные тома. Словарные статьи в нем включают в себя разнообразнейшую, если не сказать - исчерпывающую информацию о слове: этимология, история, словообразование, грамматические и стилистические пометы, всевозможные оттенки значения и примеры употребления. До сих пор " Словарь немецкого языка" братьев Гримм считается уникальным изданием, не имеющим себе равных в истории мировой лексикографии. Он многократно переиздавался и перерабатывался с учетом происходящих в языке изменений. Его последняя редакция вышла, как уже было сказано, в 1961 году и имела объём в 32 тома, включавших в себя 350 тысяч слов.

Сравнительно-исторический метод раскрытия истоков национальной культуры и национального духа, разработанный Якобом Гриммом, оказался в известной степени универсальным. По сути дела, братья Гримм вывели германскую филологию из подчиненного положения, которое она занимала в "исторической школе права", и значительно расширили ее границы. Они включили сюда лингвистику, историю германских племен и народов, их этнографию, быт, обычаи, источниковедение и историографию, разыскание и издание всевозможных памятников отечественной словесности. Они включили сюда также германскую и сравнительную мифологию, разнообразные области фольклора. Братья Гримм разыскали, издали, перевели и прокомментировали многие памятники германских, романских, скандинавских и кельтских древностей ("Песнь о Хильдебрандте", "Немецкие предания", "Предания об ирландских эльфах", "Древнедатские героические песни" и многое другое). И так беспрерывно - один труд за другим, вплоть до самой их смерти. Возможно, что-то в их научных изысканиях покажется теперь спорным и не свободным от определенной тенденциозности. Но, по словам Вильгельма Шерера, "тот импульс, который исходил от них, и те новые цели, которые они указали, теперь стали неотъемлемыми от процесса развития науки, и каждый новый ее побег несет в себе его частицу".

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: