Особенности развития коммуникативной компетентности дошкольников. Особенности формирования речевой компетентности у старших дошкольников Формирование языковой компетентности

Речевые игры являются одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативной компетентности дошкольников с нарушениями речи.

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека, которое строится в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, где основным результатом деятельности образовательной организации становится не система знаний, умений, навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. В дошкольном возрасте начинают закладываться ключевые компетентности, основной из которых является коммуникативная. Проблема формирования коммуникативной компетентности находится в центре внимания педагогов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Формирование коммуникативной компетентности у детей с нарушениями речи затруднено, т.к. речевое недоразвитие является первичным в структуре дефекта данной категории детей. Наблюдения за воспитанниками в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Они не умеют выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, спокойно отстаивать свою точку зрения. Также отмечается недостаточность общей культуры поведения. Дошкольники не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. С учетом этого очевидна актуальность проблемы формирования у дошкольников с речевыми нарушениями коммуникативной компетентности.

Однако в педагогической практике на современном этапе образования обозначился ряд противоречий:

  • противоречия между традиционными подходами к воспитанию детей с речевыми нарушениями и новыми требованиями к образовательному процессу, изложенными в ФГОС ДО;
  • организация образовательного процесса предполагает активное включение в социально-коммуникативное развитие ребёнка родителей, однако позиция современного родителя демонстрирует равнодушное отношение к образовательному процессу;
  • современной идеологией образования, ориентирующего личность на самостоятельный поиск новых решений, непрерывное образование «через всю жизнь», и недостаточно развитой мотивацией общения, низким уровнем самостоятельной познавательной, речевой деятельности у детей с нарушением речи.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.

Условиями, необходимыми для развития коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями являются:

  • социальная ситуация развития ребенка;
  • совместная деятельность (ведущая игровая);
  • обучение (на основе игровой деятельности).

На основе проведенного анализа, можно сформулировать проблему: самостоятельно у детей с нарушениями речи не формируется коммуникативная компетентность, следовательно, необходима систематическая работа по овладению коммуникативными универсальными учебными действиями. А учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативной компетентности дошкольников с нарушениями речи.

Таким образом, целью деятельности педагога (логопеда, воспитателя) является формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с речевыми нарушениями в игре.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

  • использование новых форм работы по формированию коммуникативной компетентности;
  • привлечение внимания и активное включение в образовательный процесс родителей дошкольника;
  • создание условий для реализации коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.

В процессе совместной образовательной деятельности у дошкольников с нарушениями речи необходимо сформировать следующие коммуникативные универсальные учебные действия :

  • умение анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения;
  • умение оформлять коммуникативное намерение высказывания в соответствии с определенным видом общения и речевым жанром;
  • умение ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета;
  • умение позитивно реагировать, используя средства невербального общения в речевой ситуации, для достижения положительного результата;
  • умение корректировать собственное речевое поведение.

Коммуникативная деятельность осуществляется в процессе использования ситуаций реального общения; при организации активной творческой деятельности; в коллективных формах работы; в проблемных ситуациях; в речевых играх; в творческих заданиях, предусматривающих вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.

Этапы работы по формированию коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи.

Основная задача первого этапа – вызвать коммуникативную потребность. Данная задача реализуется при соблюдении следующих условий:

  • смена авторитарного стиля общения на демократический;
  • соблюдение определенной системы правил, постепенно вводимых в образовательный процесс;
  • активное участие детей в организации совместной деятельности, выборе вида деятельности;
  • проведение рефлексии – обсуждение с детьми основных моментов деятельности, выяснение их мнения.

Первый этап работы включает:

  • формирование положительного настроя на совместную деятельность;
  • привлечение внимания к сверстникам;
  • обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;
  • введение невербальных средств общения.

Основная задача второго этапа – формирование представлений о правилах и способах эффективного общения.

Второй этап работы включает:

  • дальнейшее развитие невербальных средств общения;
  • обогащение способов эмоционального реагирования;
  • формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений.

Задача третьего этапа – автоматизация выработанных умений в игровой и свободной деятельности.

Коммуникативные умения третьего этапа работы:

  • активно вступать в диалог;
  • уметь задавать вопросы, слушать и понимать речь;
  • строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт;
  • ясно и последовательно выражать свои мысли;
  • пользоваться формами речевого этикета;
  • регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

У детей дошкольного возраста с нарушениями речи не сформирована коммуникативная компетентность, недостаточно определены и целевые ориентиры. Поэтому педагогу необходимы новые формы работы.

Одной из таких форм являются речевые игры. Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Организация игровой деятельности в образовательном процессе является требованием ФГОС ДО. Использование речевых игр в коррекционно-развивающей работе имеет свои особенности и преимущества:

  • соответствие дидактическим принципам:
  • развивающего образования;
  • практической применимости;
  • полноты, необходимости и достаточности (речевой материал подобран с учетом возраста детей);
  • интеграции образовательных областей;
  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • наглядность (картинки, презентации);
  • эффективное использование полученных знаний;
  • возможность удерживать внимание и интерес дошкольников;
  • подходят для использования в совместной деятельности взрослых и детей;
  • возможность учитывать индивидуальные особенности детей.

Речевые игры могут быть направлены на:

  • развитие умения устанавливать контакт с собеседником: «Как можно нас назвать по-разному?», «Комплимент»;
  • своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;
  • развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
  • развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;
  • развитие умения выслушать собеседника: «Испорченный телефон»;
  • регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
  • развитие умения понимать эмоциональное состояние собеседника: разговор по телефону со сказочными персонажами; произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично;
  • развитие умения подмечать желания другого человека: «Подари подарок другу»
  • развитие умения вести диалог с взрослым или сверстником: диалог с дежурным, диалог с поваром;
  • развитие умения получать необходимую информацию в общении: «Составь рассказ по плану».

Следует отметить, что наиболее результативной будет та деятельность, в которой отмечается преемственность между педагогами и родителями.

Таким образом, речевые игры должны быть включены в образовательный процесс, так как они являются средствами формирования коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, в обществе. Формирование данных компетентностей — важное условие нормального психического развития ребенка с нарушением речи, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Литература:

  1. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы //Дошкольное воспитание. 1998. № 6, с.86 — 89.
  2. Волков Б.С. Воспитание в ребенке самостоятельности, решительности и ответственности //Воспитатель. 2011. № 4, с. 114-120.
  3. Ворошинина Л.В. Совершенствование творческого рассказывания детей шестого года жизни // Воспитатель. 2011. № 5, с. 73-76.
  4. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О.Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. 2003. №2, с.12-16.
  5. Ельцова О. Детское речевое творчество как условие полноценного общения // Дошкольное воспитание. 2009. № 12, с. 21-24.
  6. Емельянова Н.И. Воспитание положительного отношения детей к школе // Воспитатель. 2010. № 10, с. 61-67.
  7. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.
  8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2005.
  9. Меркулова О.Н. Игровые задания по развитию речи и плоскостному ориентированию // Ребенок в детском саду. 2012. № 2, с.9-10.
  10. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.3049-13.
  12. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Программно-методические рекомендации. – М., 2009.
  13. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М., 2008.
  14. Чаладзе Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи / intel. innovation in education /

Савачаева А.А.,
учитель-логопед

Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений)

Сущность понятия «коммуникация» определяют психологические словари (А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Р.С. Немов, В.А. Мижериков) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний.

Есть несколько формулировок определения коммуникативных компетенций. Коммуникативная компетенция
– это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). По другой трактовке коммуникативные компетенции это:

Овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;

Способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;

Совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

Ком­му­ни­кативная компетенция рассматривается как базисная харак­те­ристика личности дошкольника, как важ­­нейшая предпосыл­ка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в ос­во­е­нии специфически детских видов деятельности - кол­лек­тив­ных игр, конструирования, детского художественного твор­чества и пр.

Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чув­с­т­ву­­ют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учат­ся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В диа­логе рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаи­мо­действии. В диалоге со сверстником в наибольшей степени при­ходится ориентироваться на особенности партнера, учи­ты­вать его возможности (часто ограниченные) и поэтому про­из­вольно стро­ить свое высказывание, используя контекстную речь.

В структуре коммуникативной компетентности можно выделить следующие компоненты:

Когнитивный,

Ценностно-смысловой,

Личностный,

Эмоциональный,

Поведенческий.

Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

Все компоненты (направления) должны быть включены в работу;

Более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

Раскрывая смысл каждого компонента, можно обозначить его значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень для дошкольника

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его

Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Например, для обращения с просьбой к кому-либо о чем-то для себя важно, какой смысл это имеет для просящего. Если, по его мнению, просить – значит показывать свою зависимость или слабость, что недопустимо, то он не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что «никто никому ничего не должен», и поэтому боится получить отказ, то он тоже не может попросить.Поэтому, начиная с дошкольного периода следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним).

Личностный компонент образуют особенности личности, вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетентность дошкольника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности (дружественность) и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности. Дошкольный период наиболее благоприятен для воспитания личностных черт, многие из них уже заложены, но изменения (развитие и коррекция) вполне возможны. У более старших детей коррекция потребует существенных усилий.


Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения(приветствие,прощание, обращение, просьба, отказ,умение слушать других,говорить перед другими, сотрудничать).
Таким образом, под коммуникативной компетентностью ребенка дошкольного возраста понимается его способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми.

Для формирования коммуникативной компетентности выделяются две группы методов воспитания: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения

Среди средств , способствующих формированию коммуникативной компетентности в дошкольном периоде развития ребенка в условиях обучения, можно отметить:

Диалог

Создание сюжетных ситуаций

Дидактические игры,

Лексические упражнения.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Наиболее близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с малышом легко решаются через игру, игрушку.

Важным направлением воспитания коммуникативной компетентности также является целенаправленная работа с педагогами и родителями по развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников, которая включает в себя следующие этапы работы:

Изучение семей детей;

Привлечение родителей к активному участию в развивающих занятиях дошкольного учреждения,

Изучение семейного опыта по развитию коммуникативной компетентности детей,

Просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников,

Итак, коммуникативная компетентность дошкольников представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения).

Мы часто слышим аргумент, что в компетенции - те же знания, умения, навыки. На самом деле, это предположение далеко от истины, но еще не удостоверен. Обратимся к истокам. Ричард Бояцис, один из основателей концепции компетенций, писал что, компетенция - «основная характеристика личности, которая лежит в основе эффективного или превосходного выполнения работы».

Это может быть мотив, черта, навык, аспект представления человека о самом себе или своей социальной роли, а также знания, которыми он пользуется. Далее, относя все эти понятия к области компетенций, Бояцис утверждает, что они образуют своего рода иерархию в структуре личности, и каждая компетенция может существовать на различных уровнях: мотивы и черты - на бессознательном, образ «Я» и социальная роль - на сознательном, а навыки - на поведенческом уровне.

По словам Е. Крутий, понятие компетенции включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), определенные по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. .

Для более четкого разделения этих понятий целесообразно обратиться к педагогике. Примечательно, что в настоящее время в отечественной педагогике формируется новая концепция образования - kompetanse-basert utdanning. Его цель заключается в преодолении разрыва между результатами обучения и требованиями современной практики. В педагогике под "компетенцией" понимаются общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, приобретенные благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в образовательном процессе, а также направленной на ее успешное включение в трудовую деятельность .

За рубежом такой подход к образовательному процессу уже давно стало нормой. Таким образом, компетенции имеют отношение к способности человека эффективно реализовать на практике усвоенные в период срока обучения и профессионального развития знаний, навыков и т. д.

Как видно из определений разных видов компетенций, в каждой из них выделяются следующие структуры:

Знание (наличие некоторого объема информации),

Отношение знания (принятие, отторжение, игнорирование, трансформация и др.),

Выполнение (реализация знаний на практике).

Понятие языковой компетенции в лингвистике было введено в 60-х годах XX века американским лингвистом и общественным деятелем Н. Хомским. В Российской лингвистике детально изучал проблемы языковой компетенции Ю.Д. Апресян, подчеркнувший понятие "владение языком" и составляющей этого понятия:

Умение выражать заданный смысл разными способами (перефразирование);

Чтобы извлечь смысл из того, что было сказано, различать омонимию, владеть синонимией;

Отличать правильные в языковом плане, высказывания от неправильных;

Выбрать из множества потенциальных средств выражения мысли те, что в большей степени соответствует ситуации общения и характеристик отдельных динамиков.

«Языковая компетентность -- сложная психологическая система, включающая в себя, помимо усвоенных в ходе специального обучения сведений о языке, накопленный в повседневном использовании языка речевой опыт и сформированное на его основе чувство языка». Такое определение состава языковой компетенции было предложено Е.Д.Божович.

Современная лингвистика и педагогика оперируют различными понятиями: "языковая компетенция", "коммуникативная языковая компетенция", "речь", "языковые способности" и т. д.

· умения восприятия: умения слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную - мимику, позы и жесты и др.), умение понять чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, соблюдение такта);

· умения взаимодействия в процессе общения: умение проводить беседу, обсуждение, умение задавать вопросы, умение сформулировать требование, умение общаться в конфликтных ситуациях, умение управлять своим поведением в общении.

· Понятие речевой компетенции не так давно стало известно в науке, и существуют различия в его определении, но специалистам очевидно, что ее основными компонентами являются следующие:

· собственно умения: умение ясно и чётко излагать мысли; умение убеждать; умение аргументировать;

· умение выносить суждения; умение проанализировать высказывание;

Под речевой компетенцией понимается "стремление ребенка сделать свою речь понятной для других и готовность понимать речь окружающих".

Речевая компетентность относится к группе коренных задач, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание.

Как описывает Е.О. Смирнова речевая компетентность - это «умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые, (мимика, жесты, движении) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности».

Речевая компетентность ребёнка предусматривает: лексическую, диалогическую, грамматическую, фонетическую, монологическую составляющие.

Лексическая компетентность - подразумевает определенный словарный запас в пределах возрастной период, возможность использовать маркеры, целесообразно использовать образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Её содержательную линию составляют пассивный словарь в пределах возраста (синонимы, омонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слов, однокоренные слова, образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты). На особенности детского словаря, что позволяет ему легко общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

Грамматическая компетентность - предполагает приобретение образования и навыков, чтобы правильно использовать различные грамматические формы. Ее линия является значимой морфологической структуры речи, в том числе практически всех грамматических форм, синтаксиса и словообразования. При формировании грамматического строя речи у детей закладывается умение обращаться синтаксических единиц, чтобы сделать осознанный выбор языка в конкретных ситуациях общения.

Фонетическая составляющаякомпетентности предпологает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (темп, тембр, сила голоса, ударение).

Диалогический компонент компетентности обеспечивает формирование диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими. Ее содержательная сторона - диалог между двумя детьми, говоря. Понимание связного текста, умение отвечать на вопросы, поддерживать и начинать разговор, диалог.

Монологическая компетентность предполагает формирование умения слушать и понимать тесты, пересказывать, строить самостоятельно связные высказывания разных типов. Возможность развертывания поговорить, рассказать о событиях из личного опыта, содержании сюжетных картин, по предложенной теме и выбранной самостоятельно (творческое рассказывание историй).

Подводя итоги можно сказать что, резюмируя все вышесказанное, мы можем сказать, что языковая компетенция-это знание основных законов функционирования языка и речи и умение пользоваться ими. Рассмотрев понятие языковой компетенции, могут переходить к вопросу формирования языковой компетентности у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях.

Возникает вопрос - можем ли мы назвать компетентности является только знания и отношения без непосредственного знания его использовать? - Хотя на первый взгляд кажется возможным ответить положительно на этот вопрос, опираясь на толкование слова компетентность как осведомленность. Однако, когда дело доходит до социальных знаний, отсутствие такой структуры как практическое использование, делает это знание мертвым грузом, с одной стороны, а с другой - человек испытывает трудности функционирования и самореализации в обществе.

Психолого-педагогическое определение понятия "общение" было дано М.И. Лисиной, которая считала, что: - " общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата». Как разновидность человеческого поведения, общение требует усвоения детьми определенных правил его ведения, установления определенного характера речевого взаимодействия, овладения коммуникативной компетентностью.

Формирование культуры речевого взаимодействия происходит в результате непосредственного общения взрослых с детьми, со всеми и лично с каждым ребенком, в условиях взаимодействия между детьми в разных видах деятельности. Процесс общения имеет двухстороннюю направленность: вступающие в коммуникативное взаимодействие люди действуют попеременно и принимают (или не принимают) воздействия другого. При этом каждый участник общения активен: и тогда, когда слушает рассказ или сообщение, и когда высказывается сам. По мере овладения ребенком коммуникативной деятельностью меняются формы и средства этой деятельности - целенаправленные действия, с помощью которых он строит свое взаимодействие с партнерами по общению, определяемые в зависимости от целей и индивидуальных особенностей ребенка. Общение, которое рассматривается как взаимодействие в сфере "человек-человек", входит в жизнь ребенка в форме диалога и возникает задолго до овладения речью. Решая задачу развития диалогической речи, мы стремимся научить детей, прежде всего, слушать и слышать друг друга. В этой ситуации устанавливается прямое соответствие между монологической и диалогической формами речи, когда партнеры коммуникативного взаимодействия попеременно меняются социальными ролями: - «сообщающий - слушающий, принимающий, понимающий». Наблюдения показывают, что эти роли даются дошкольникам не без труда. Учитывая это, положение в образовательной программе введены беседы о правилах культуры общения.

В контексте познавательной деятельности дети ознакомятся с правилами культуры диалога, для чего используются интенсивная методика, предложенная Н.Е. Богуславской и Н.А. Купиной в книге " Веселый этикет".

С увлечением дети старшего дошкольного возраста принимают участие в беседах по этике поведения, разработанные Н.В. Дуровой. Уточнение и закрепление навыков культуры речевого поведения происходит в повседневной жизни, в практике взаимодействия и общения с ребенком в семье.

Учеными и практиками дошкольного образования неоднократно подчеркивалось значение взаимосвязи, преемственности в работе детского сада и семьи дошкольника по формированию у дошкольников основ коммуникативной культуры. Перед воспитателями ставится задача организации планомерной работы с семьей, целью которой является сообщение родителям информации о воспитании у детей коммуникативно-речевой культуры, повышения педагогической компетентности родителей по вопросам развития речи и общения. Особое внимание мы стараемся уделять проблеме предъявления детям образцов грамотной монологической и диалогической речи, речевого взаимодействия, разнообразия форм установления речевых коммуникаций. Родителям предлагаются деловые игры и практикумы по овладению различными формами речевого взаимодействия с детьми.

Первоначально у дошкольников складываются знания о нормах и правилах общения, которые постепенно расширяются и уточняются; а затем, усвоенные нормы и правила речевой культуры, через разнообразную, организованную педагогами и самостоятельную социально значимую деятельность, становятся неотъемлемой частью их повседневного взаимодействия. Воспитатели детского сада поощряют стремление детей рассказать сверстникам о посещении с родителями музеев и выставочных залов, театров и парков. Создаются условия, позволяющие детям обмениваться друг с другом знаниями, возникающими во время таких экскурсий. Для целей ведения содержательного обмена информацией между детьми в группе подбираются тематические иллюстрации, организуются выставки - презентации фотографий, просмотры собранных семьями воспитанников видеоматериалов и фотоальбомов. При помощи родителей в детском саду создаются и непрерывно дополняются мини-музеи: о книгах, предметах быта, о природе, о городе, о Космосе. Каждое из перечисленных средств общения выполняет свою исключительную функцию в развитии общения, формировании коммуникативной компетентности.

При решении задач развития коммуникативной деятельности педогоги строят свою работу на основе следующих принципов:

Комплексный, интегративный подход к организации работы с детьми по развитию монологической и диалогической речи;

Учет личностных особенностей физического, психического, собственно речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития воспитанников;

Взаимосвязи общения с другими сторонами психической деятельности ребенка;

Деятельностный подход к развитию речи и речевого общения;

Дифференцированный подход к предупреждению и своевременной коррекции развития речи и коммуникативной деятельности ребенка;

Синкретичности взаимосвязи сенсорного, интеллектуально-познавательного, физического, эстетического, эмоционально- волевого и социального развития,

Системности и систематичности,

Повторности и постепенности усвоения речевого материала и опыта речевого взаимодействия,

Занимательности и творческого подхода.

Диалогом как основной формой речевого взаимодействия дошкольник овладевает практическим путем, вступая в повседневное общение и взаимодействие с окружающими людьми. Дошкольное учреждение оптимизирует условия для развития позитивных диалогических коммуникаций.

На решение этих задач определенным образом направлена психолого-педагогическая деятельность по ознакомлению детей с окружающим, художественной литературой, соответствующим образом организованные виды продуктивной деятельности и разнообразные игры. Особое значение мы придаем театрализованным играм, содержание которых прямым или косвенным образом направлено на формирование культуры диалога. Посредством этих игр, представляющих драматическую разработку специально отобранных сюжетов литературных произведений, ролевые высказывания, дети старшего дошкольного возраста уточняли для себя значение этикетных формул, ситуации их использования, а так же активно экспериментировали со словом, мимикой, жестом, движением. Таким образом, ролевое взаимодействие, которое возникает между играющими детьми и взрослыми, способствует развитию диалогической направленности речи и создает занимательные, но в то же время, обучающие ситуации для овладения культурой речевого общения и взаимодействия, культурой коммуникации.

Характеристикой высокого уровня развития диалогического общения, которой достигает ребенок к концу старшего дошкольного возраста, является диалогическое предвосхищение и активная ответная реакция на коммуникативные заявления окружающих. Важнейшим показателем сформированности коммуникативной деятельности нами рассматривается развитие способности к самостоятельному проявлению речевого общения, установлению между детьми содержательного речевого взаимодействия, отсутствие и самостоятельное позитивное регулирование конфликтных ситуаций.

Характер общения со сверстниками меняется с возрастом. Партнеры для игры или беседы определяются детьми не только по деловым качествам, но и личностным свойствам. Это обусловлено развитием у детей представлений о нормах морали, овладением собственными отношениями к нравственным нормам и правилам, личными интересами и предрасположенностями. Переход на данную ступень развития дошкольника определяет уровень формирования культуры речевого общения - определенной, соответствующей возрастным возможностям коммуникативной компетентности.

Педагоги дошкольного образования ведут системную и систематическую работу, направленную на развитие у детей: восприятия речи, фонематического и стилистического слуха, развитие выразительности речи овладение интонационной, темповой, тембровой сторонами речи. В ходе специально организованных и самостоятельных игр, занятий, упражнений и речевых практик в дошкольном детстве происходит овладение детьми различными функциями речи.

Речь, замечательный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. И взрослые, прежде всего родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития. В раннем детстве, в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок успешно пройдет, все стадии речевого развития и накопит достаточный багаж.

Она развивается и проявляется в общении. Интересы развития языка ребенка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они затрагивают как содержание, так и структура речи. В своем социальном развитии ребенок, начиная с первичной социальной ячейки (мать и дитя, членом которой он становится в момент рождения, постоянно общается с людьми, и это безусловно влияет на рост и проявление его речи. Мы должны организовать его общение с детьми и взрослыми, в первую очередь в интересах его язык.

С раннего детства жизнь человека связана с языком.

Ребёнок не может ещё отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым им предметом. Язык развивается наглядным, действенным путём. Чтобы давать названия, должны быть на лицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первом месте - вещь как предмет познания и речи. Об этом говорил Я.А. Коменский.

Ребенку нет еще года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песне и начинает понимать и осваивать родной язык.

Родителям внимательно следят за развитием речи ребенка. К году первые слова, к двум - фразы, и в три года ребенок использует около 1000 слов, речь становится полноценным средством общения.

Речь развивается в процессе подражания.

По мнению психологов, подражание у человека-это безусловный рефлекс, инстинкт, т. е. врожденное умение, которому не учатся, и с которым рождаются, такое же, как умение дышать, глотать, и т. д. ребенок вначале подражает артикуляции, речедвижениям, что он видит на лице говорящего с ним (мама, учитель). Общение ребенка в раннем детстве с матерью, близкими людьми - необходимое условие для здорового психического развития. С течением времени, особое значение для ребенка приобретает общение со сверстниками. Место ребенка в компании сверстников во многом определяется умением вести диалог.

Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс: её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов.

Она начинает формироваться тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка, достигнут определенного уровня развития. Но, имея, даже достаточно развитый речевой аппарат формируется мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит.

Известные психологи считают, что социальная среда является источником психического развития ребенка, а все высшие психические функции (и, следовательно, произвольного, сознательного) сначала появляются в форме коллективных отношений между ребенком и другими людьми, а затем становятся индивидуальными функциями ребенка.

Так оказывается, произвольная память, внимание, логическое мышление, самооценка. Только через другого человека, с ним, ребенок может расти в культуре и испытать себя.

Семья-первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье, он принимает первоначальный опыт. Здесь у него было чувство доверия к окружающему миру, близким, и на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие личностные качества.

С зачислением в детский сад, в социальной жизни ребенка расширяется. В него включаются новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые образуют различные сообщества, чем семья.

Таким образом, с приходом ребенка в детский сад, его общение становится более сложным, более разнообразным, требующий учета точки зрения партнера. А это в свою очередь означает, что чем выше уровень социального развития.

Коллегиального научить разговаривать

В дошкольном возрасте ребенок, как правило, не ограничен семьей. Своего окружения не только мать, отец и бабушка, но и сверстники. Чем старше становится ребенок, тем важнее для него контакты с другими детьми. Вопросы, ответы, сообщения, возражения, споры, требования, инструкции - все в разных типах речевого общения.

Вероятно, что контакты ребенка со сверстниками - это особая сфера жизнедеятельности ребенка, которая существенно отличается от их общения с взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребенку, окружают его теплом и заботой, учат конкретным навыкам и умениям. Со сверстниками иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны друг к другу. Они обычно не слишком стремятся помочь ребенку, поддержать и понять его. Они могут отнять игрушку, обидеть, даже не заметив слезы ударился.

И все же, общение с детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие. Начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится для ребенка более предпочтительным партнером, чем взрослый. Первая отличительная особенность речевых контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная экспрессивность, выразительность и раскованность сильно отличают их от словесных контактов с взрослым.

В речевом общении дошкольников, наблюдается почти в 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчёркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении со взрослым. Причём эти экспрессии выражают самые разные состояния - от негодования «Ты чего берёшь? » до дурной радости «Смотри, что получилось! Давай ещё попрыгаем! »

В общении со сверстниками, дети учатся выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального речевого развития ребенку нужен не только взрослый, но и других детей.

Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей среды. Ученые выяснили, что наиболее эффективные мероприятия для вхождения в мир других людей является игра.

Главное преимущество игры заключается в том, что ребенок является участником, героем ее сюжетов.

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметной среды разработки, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразие видов деятельности и обогащение речи ребенка опыт.

В дошкольных образовательных учреждениях образовательной средой понимается природная среда, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде, одновременное включение активной познавательной и творческой деятельности всех детей в группе.

В современных исследованиях отмечается важность создания речевой среды, как составляющей образовательной среды позволяет для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного познавательного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное понимание явлений родного языка и речи.

Одним из важнейших средств развития дошкольников определено создание развивающей среды.

Ребенок развивается в окружающей среде. Окружающая среда должна быть не просто "ситуацией", а источником детского развития. Ребенок работает внутренний пластик мощность. Все, что воздействует на ребенка из окружающего мира, переходит на внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.

Центральное место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях.

Поэтому организация речевой развивающей среды в детском саду стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию детей. Ребенок развивается в окружающей среде. Окружающая среда должна быть не просто "ситуации", а источника детского развития.

Все современные системы образования стремимся к тому, что знания добываются самими детьми, и учитель был проводником, развивая ум ребенка, думая, что помогаем находить решение возникающих проблем.

Речевая образовательная среда включает в себя не только предметное окружение. Важно, чтобы она была специально организована для наиболее эффективного воздействия на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Таким образом, следует подчеркнуть роль взрослого не только в фильтрации вредных воздействий среды на речь маленького ребенка, который не может сделать это самостоятельно, но и в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Речевая развивающая среда раскрывается как фактор, сдерживающий, и наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребёнка.

Создавая развивающую среду важно учитывать:

Особенности детей конкретной возрастной группы

Уровень их речевого развития

Интересы

Способность и многое другое.

В качестве основных составляющих речевой развивающей среды следует выделить следующее:

Речь педагога

Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста

Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики - применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц - ёлка.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление редкое.

Работая с детьми старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

· односложная, состоящая из простых предложений речь.

· неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

· недостаточный словарный запас;

· употребление нелитературных слов и выражений.

· бедная диалогическая речь: дети не способны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

· неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

· отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать выразительность, регулировать громкость голоса и темп речи;

· плохая дикция.

В связи с этим, я поставила перед собой задачу: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Чтобы повысить уровень развития речи у детей, я использую основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала я познакомила детей с мнемоквадратами - понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Затем усложняем занятия, демонстрируя мнемодорожки - это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

И, наконец, самая сложная структура - это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость цветных изображений.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей и используются для:

· обогащения словарного запаса,

· при обучении составлению рассказов,

· при пересказах художественной литературы,

· при отгадывании и загадывании загадок,

· при заучивании стихотворений.

Мнемотаблицы облегчают и ускоряют процесс запоминания текстов, формируют приемы работы с памятью. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, символ, т. е весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребёнок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым, эмоциональным.

Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и т.д. помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Мнемотехника многофункциональна, на её основе я создаю разнообразные дидактические игры. Вот некоторые из них.

Д/и «Один, много, чего не стало»; Д/и «Сосчитай», мнемодорожка «Ошибки художника»; мнемотаблица «Полёт скворца»; мнемодорожка «Птицы».

Работа по развитию речи с использованием мнемотехники - это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Использование метода мнемотехники позволяет мне повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

Для проведения мониторинга уровня развития речи мною была взята психолого-педагогическая диагностика Е.А. Стребелевой.

Задания для обследования детей 4--5 лет

Наименование задания

1. Поиграй (набор сюжетных игрушек)

2. Коробка форм

3. Разбери и сложи матрешку (пятисоставную)

4. Дом животного (адаптированный вариант методики В. Векслера)

5. Сложи разрезную картинку (из четырех частей)

6. Угадай, чего нет (сравнение картинок)

7. Нарисуй человека (адаптированный вариант методики Гудинаф-Харрисона)

8. Расскажи (сюжетная картинка «Зимой»)

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.

Анализ результатов на данном этапе показал недостаточный уровень сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с рисунком 1.1. Это говорит о необходимости целенаправленной работы по развитию речи и формированию словаря.


Рисунок 1.1. График результатов в начале исследования.

Мы видим, что в конце исследования в группе преобладает средний уровень развития словаря в соответствии с рисунком 1.2.


Рисунок 1.2. График результатов в конце исследования.

Вывод: таким образом, диагностика уровня развития связной речи воспитанников показала следующие результаты:

* у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории - как на занятии, так и в повседневной жизни;

* расширился круг знаний об окружающем мире;

* расширился активный и пассивный словарный запас;

* появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;

* дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Сравнительный анализ формирования языковой и коммуникативной компетенции у дошкольников с речевыми нарушениями

Проблема формирования личности была и остается одной из актуальных в различных областях знаний: философии, психологии, педагогике. Объективно существующая связь человека с другими людьми, невозможность его как социального существа развиваться вне общества, позволяет выделить в качестве сущностной характеристики человеческой психики феномен общения .

Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Общение является органической потребностью человека – он может мыслить только при условии общения с внешним миром.

Особую значимость проблема общения приобретает применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности, имеющим речевые нарушения. Многочисленные исследования в области логопедии свидетельствуют о характерных для этой категории детей трудностях в установлении контактов со взрослыми и сверстниками; о несформированности основных форм коммуникации .

Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Речевое общение оказывает огромное значение на развитие личности ребёнка в целом. Посредством речевого общения ребёнок не только получает отдельные знания и умения – у него происходит коренное изменение различных психических процессов.

В современной школе обучение ведётся по интенсивным развивающим программам и технологиям, и поэтому к личности выпускника дошкольного учреждения предъявляются более высокие требования. Так особые требования предъявляются к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку, как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами. Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребёнка в ДОУ, заключается в неумении ученика выразить свою мысль словами, в его неспособности передать имеющиеся знания вербально. Особую проблему в освоении коммуникативной деятельности испытывают дети с недоразвитием речи и языковых средств.

В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями речи. Анализ литературных данных (О. Е. Грибова, И. С. Кривовяз, Л. Г. Соловьёва, О. Н. Усанова) показывает, что такие дошкольники на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеют трудности формирования коммуникативных навыков. Коммуникативные затруднения не обеспечивают процесс общения, а значит, и препятствуют развитию речемыслительной познавательной деятельности, овладению знаниями, что свидетельствует о неготовности будущих первоклассников к учебному общению. Следовательно, своевременная коррекция нарушений речи и развитие коммуникативной компетенции является необходимым условием готовности детей к усвоению школьных знаний .

По мнению А.В. Хуторского, понятие компетенции включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.

Есть несколько формулировок определения коммуникативных компетенций. Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). По другой трактовке коммуникативные компетенции это:

Овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;

Способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;

Совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Коммуникативная компетенция определяется как совокупность собственно языковой (лингвистической), речевой, дискурсивной и социокультурной компетенций (Б.В. Беляев, Н.Д. Гальскова, А.Н. Щукин). Термины «языковая компетенция», «речевая компетенция» и «коммуникативная компетенция» соответственно коррелируют с понятиями «языковые знания», «речевые навыки», «коммуникативные умения». Выделение этих компонентов в составе коммуникативной компетенции очень условно и необходимо лишь в научных и методических целях. «Речь» и «язык» – понятия комплементарные, взаимодополнительные. Как невозможна речь без конкретного языка, так невозможно говорить и о каком-либо языке вне речевого процесса. Основой формирования коммуникативной компетенции является языковая компетенция – владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемному, морфемному, лексическому, синтаксическому.

Понятие языковой компетенции ввел в лингвистику в 60-е гг. XX в. американский лингвист и общественный деятель Н. Хомский. В отечественной лингвистике детально изучал проблемы языковой компетенции Ю.Д. Апресян, выделивший понятие «владение языком» и составляющие этого понятия:

  • умение выражать заданный смысл разными способами (перефразирование);
  • извлекать из сказанного смысл, различать омонимию, владеть синонимией;
  • отличать правильные в языковом отношении высказывания от неправильных;
  • выбрать из множества потенциальных средств выражения мысли те, что в большей степени соответствует ситуации общения и особенностям личности говорящих.

Языковая компетенция - сложная психологическая система, включающая в себя, помимо усвоенных в ходе специального обучения сведений о языке, накопленный в повседневном использовании языка речевой опыт и сформированное на его основе чувство языка - такое определение состава языковой компетенции было предложено Е.Д. Божович.

Онтолингвистическими исследованиями убедительно доказано, что родным языком ребенок начинает овладевать буквально с первых месяцев своей жизни. Под влиянием речи взрослых у малыша формируются навыки использования языка в коммуникативных целях; первые сведения о родном языке ребенок также черпает исключительно из того речевого материала, который предоставляют ему взрослые. Накопление знаний о языке, их систематизация, т.е. формирование языковой компетенции, происходят в тесной связи с развитием представлений ребенка об окружающей действительности. Активно осваивая реальный мир, ребенок постоянно использует язык в различных сферах и ситуациях общения (знакомства, обучения, обмена информацией, регулирования действий других людей и др.). При этом пополняются языковые знания и совершенствуются речевые навыки, т.е. формируется речевая компетенция.

Речевое общение (речевая деятельность) с точки зрения компетентностного подхода мы рассматриваем как интегрированный процесс речевой (фонетической, лексической, грамматической и диамонологической) и коммуникативной компетенций. Компетенция - важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка. Коммуникативно-языковая компетенция предполагает развитие умения строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, владение основными языковыми нормами.

Анализ теоретических и практических возможностей современной логопедии в формировании речевого общения у дошкольников с речевыми нарушениями показывает, что наиболее благополучно обстоят дела с языковой компетенцией. Давно и успешно разработкой диагностических и коррекционных методик, направленных на формирование языковых средств занимаются Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Г. А. Фомичёва и др. Основой методических рекомендаций данных авторов являются фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные Л. А. Венгером, Л. С. Выготским, Л. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, М. И. Лисиной и др. Основы коррекционного обучения и развития речи детей с речевыми нарушениями достаточно широко представлены в работах Л. С. Волковой, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелёвой, Г. В. Чиркиной и других представителей логопедии.

В плане языкового развития дошкольников с речевыми нарушениями эффективны методические разработки Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Основные направления данной работы представлены авторами в программе «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».

  • усвоение фонетической системы родного языка;
  • развитие мелодико-интонационной стороны речи;
  • развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • формирование связной речи.

Формирование связной речи у детей с речевыми нарушениями приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Несколько иначе обстоят дела с методиками формирования коммуникативных компетенций: на наш взгляд в научной литературе их недостаточно. В настоящее время изучением общения детей с речевыми нарушениями занимаются О. Е. Грибова, Н. Ю. Кузьменкова, Н. Г. Пахомова, Л. Г. Соловьёва, Л. Б. Халилова и др. Авторы выделяют различное количество компонентов, входящих в состав коммуникативной компетенции.

В целом, анализируя современные работы по проблеме речевого общения, мы можем выделить следующие речевые умения, входящие в состав коммуникативных компетенций:

  • умение общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике;
  • умение устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент);
  • умение использовать речевые вариативные формулы (приветствия, прощания, благодарности);
  • умение понимать и выражать своё настроение при помощи слов; умение вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров лицом друг к другу);
  • умение чётко, ясно, выразительно высказывать в речи своё коммуникативное намерение;
  • умение внимательно выслушивать собеседника;
  • умение понимать эмоциональное состояние другого (сопереживать);
  • умение вести себя в конфликтной ситуации.

Оригинальная методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста представлена в программе «Азбука общения» Л. М. Шипициной, О. В. Защиринской, А. П. Вороновой, Т. А. Ниловой. Особую ценность представляет собой развернутый план занятий, снабженный текстами и комментариями игр, бесед, упражнений, тематических прогулок, а также комплекс методик оценки эффективности работы педагога по развитию общения у детей.

Цели данных методических рекомендаций сводятся к следующему. Знания, полученные детьми на занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного общения и поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. Несмотря на то, что эта методика для детей с нормально развитой речью, её можно использовать совместно с программой Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Своевременное формирование речевого общения тормозится недостаточным уровнем развития речи и языковых средств, что способствует появлению эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Изучив и проанализировав литературу по данной теме, мы нашли методики, представляющие интерес для специалистов в области логопедии и дошкольной педагогики, но среди них нет синтезированной, решающей вопросы формирования и языковой и коммуникативной компетенции одновременно. Это свидетельствует о необходимости разработки методических рекомендаций по формированию речевого общения для дошкольников с речевыми нарушениями, направленных на развитие речи, расширение их коммуникативного и социального опыта, нравственных категорий и произвольности поведения, что обеспечит предупреждение и коррекцию многих социально обусловленных отклонений в поведении детей, повысит эффективность их школьной и социальной адаптации.


Развитие коммуникативно-языковой компетентности является важной задачей дошкольного воспитания. Что значит развивать коммуникативно-языковую компетентность ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Это значит, воспитать гармоничную всесторонне развитую личность дошкольника. Ребенка, владеющего базовыми ценностями родного языка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках, способного общаться с окружающим миром вербальными и невербальными способами.

Владеть речью -- это значит отражать в ней логику суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческую устремленность и другие качества личности. Речь как таковая не развивается вообще, безотносительно к той роли, которую она выполняет в жизни ребенка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитания. И в то же время без овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие, не может быть полноценного психического и личностного развития ребенка. Освоение речи перестраивает всю психическую жизнь дошкольника, делает возможным многие человеческие формы поведения. Ведь речь -- средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Задача воспитателя при развитии коммуникативно-языковой компетентности -- использовать речь как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности игры, конструирования, решения практических задач, восприятия художественных произведений. Развитие этих форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства -- речи. коммуникативный языковый дошкольник воспитатель речь

Самая главная функция речи в дошкольном детстве -- общение с окружающим миром вербальными и невербальными способами. Поэтому речь детей неразрывно связана с действием и неотделима от него. Дети не могут разговаривать с человеком, не видя его, им обязательно нужно что-то показывать, двигаться, действовать. Долго слушать, а тем более говорить они не в состоянии. Для того, чтобы помочь ребенку в развитии общения необходима опережающая инициатива взрослого. Т. е. воспитатель дает ребенку образцы того общения, которым ребенок еще не владеет, не просто демонстрирует более совершенные и пока недоступные ему формы общения, а ведет его за собой, включает в это общение, делает его привлекательным и необходимым для самого ребенка.

Необходимое условие формирования более сложных видов речевого общения - создание свободного активно положительного отношения к воспитателю, снятие барьеров, изменение структуры и методики видов организованной учебной деятельности. Мы пересмотрели методику проведения организованной учебной деятельности, включив в нее ряд специальных заданий творческого характера -- музыкальных, речевых, театральных, практического моделирования.

Основой всех речевых видов деятельности стал игровой сюжет. Деятельность с использованием творческих, игровых заданий и практического моделирования является эффективным средством воспитания и обучения. В игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания и действия.

Детям интересно, работа проходит быстро и эффективно. И еще одна важная сторона такой деятельности -- гармоничное всестороннее, максимально эффективное интеллектуальное и творческое развитие. В процессе речевых видов деятельности дети слышат музыку, самовыражаются в рисунке, действуют с алгоритмами и модулями, читают стихи. Только тогда, когда ребенку интересна деятельность у него формируются прочные знания, умения, навыки. В такой активной деятельности каждому ребенку удается почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Дети с удовольствием ждут занятий, каждое занятие стало для них праздником, в котором они -- главные участники. Естественно, от воспитателя требуется огромная подготовка -- подбор записей музыкальных произведений, литературного материала, изготовление схем, алгоритмов, модулей, четкое продумывание всех методических приемов, на радость и интерес детей, их открытость и интеллектуальное возрастание являются наградой за это. Обучение рассказыванию мы организуем работу по десяти блокам:

  • 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
  • 2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам.
  • 3. Составление рассказов по прослышанному тексту.
  • 4. Составление рассказов по одной сюжетной картине.
  • 5. Составление рассказов по памяти.
  • 6. Составление рассказов по символам.
  • 7. Составление рассказов по схемам.
  • 8. Составление рассказов по натуральным предметам.
  • 9. Составление рассказов по предметным картинкам.
  • 10. Составление рассказов по заданным словам.

Мы используем те упражнения, которые вызывают у ребенка интерес, требуют немалых умственных усилий, отличаются многоаспектностью, дают наибольший развивающий эффект. Помимо речевой деятельности они позволяют совершенствовать логическое мышление, воображение, память, внимание, познавательную активность и творческие способности ребенка.

Наша группа отличается своим особенным языковым портретом. Многие дети имеют высокий уровень речевого развития. У большинства детей правильное, отчетливое произношение всех звуков, они умеют их дифференцировать, регулировать темп речи речевое дыхание, точно и быстро находить слово, употреблять обобщения. Наши воспитанники владеют грамматическими конструкциями, умеют самостоятельно образовывать слова, составлять рассказ без наводящих вопросов, последовательно его строить, соблюдать композицию. Эти навыки мы формируем в процесс е творческих заданий с использованием практического моделирования.

Большое внимание уделяется обогащению словаря. Работа над словарем тесно связана с познавательным развитием детей. Мы с этой целью проводим различные наблюдения, экскурсии, прогулки, беседы, занятия. Неоценимую помощь в этом оказывает семья.

Наиболее результативной является работа по обогащению словарного запаса во время ознакомления детей с художественной литературой, когда мы обращаем внимание на красоту, яркость, меткость, образность, точность слов и речевых оборотов, учим проявлять внимание к языку, чувствовать и сознавать некоторые свойства речевой выразительности. Часто ознакомление с художественным произведением мы связываем с продуктивной творческой деятельностью, соединяем чтение и прослушивание музыкального произведения или же дети самостоятельно составляют алгоритм на изучаемое произведение.

Мы ведем работу по формированию грамматически правильного строя речи, по овладению морфологией, словообразованием, синтаксисом. Мы убедились на практики, чтобы дети научились говорить правильно, необходимы время от времени повторяемые упражнения. Ребята замечают ошибки в своей и чужой речи, самостоятельно их исправляют, используя разные типы предложений, умеют по просьбе взрослого конструировать слова и предложения.

Мы формируем у детей навыки составления сложного предложения не в ущерб логическому смыслу, чтобы речь не потеряла индивидуальную окраску, все живые оттенки, не лишилась непосредственной эмоциональности. В беседе основной формой речевого общения является диалог -- вопросы и ответы. Духу живой устной речи также вполне соответствуют и краткие ответы и так называемые неполные предложения.

Мы максимально используем игры, упражнения на словообразование. Игры, игровые упражнения -- это уникальные средства познания языка. Результаты детского словотворчества, придуманные загадки, сказки экологического, бытового и природоведческого содержания бережно хранятся и используются нами в дальнейшей работе. Наша задача, чтобы приобретенные умения ребенок мог использовать в повседневном общении. Связная речь -- диалогическая, прежде всего -- развивается у детей в общении со сверстника. И взрослыми.

Методы, которые мы используем в работе -- это: разговор в повседневной жизни, создание специальных ситуаций, микрогрупповое общение, так называемые развивающие диалоги, дидактические игры с использованием практического моделирования. В этих видах деятельности, формируются навыки этикета, умение аргументировать свою точку зрения, задавать вопрос.

Дети могут рассказывать о событии, не нарушая последовательности хода действий, не отступая от темы, находить заведомо допущенную ошибку, правильно строить вопрос, не упускать важные смысловые моменты при пересказе текста. Они умеют составлять описательные рассказы с опорой на алгоритм. Большинство детей отвечают на вопросы по существу, в развернутой и краткой форме, проявляют познавательную активность, задают много вопросов, правильно их формулируют. При составлении рассказов проявляют самостоятельность, целенаправленность, выдерживая композиционную целостность, выразительность, проявляя творчество.

Ценно, то, что мы уделяем внимание развитию коммуникативно-языковой компетентности вне занятий. Мы включаемся в разговор детей, проявляем заинтересованность, направляем их деятельность. Свободное общение отличается содержательностью, педагогической направленностью, без сухого морализирования. С особым вниманием мы относимся к застенчивым детям, разнообразными путями стараемся проникнуть в душу ребенка, понять его переживания, поведение и найти ключ к разрешению задачи -- заслужить доверие ребенка и сделать его активным участником игр и бесед.

Глубоко осознавая неразрывную связь между уровнем развития речи и степенью умственного развития ребенка, его мыслительных качеств, мы рассматриваем этот вопрос в рамках обеспечения общей и психологической готовности к школе, познавательного, творческого и интеллектуального развития ребенка. Наша работа по развитию коммуникативно-языковой компетентности направлена на поиск оптимального сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм обучения, на разработку таких форм и методов организации обучения, при которых ребенок может максимально развиться как всесторонняя гармоничная личность.

Список литературы:

  • 1. Ткаченко Т.А. «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша»; Москва 2005;
  • 2. Бенеш Н.И., Миллер Л.И. «Художественная литература»: Мектеп, 2003;
  • 3. Горъкова Л.Г., Обухова Л. А., «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников»;
  • 4. Лопатина А., Скребцова Л.М., «Добрый ребенок»; Алтей и К, 2007.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: