М.С.Арсеньева старший воспитатель д\с 21 «Сказка» сайт
Слайд 2
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Слайд 3
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи – знакомства, посещение семей, анкетирование семей. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет – журналов, переписка по электронной почте. Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары- практикумы), проведение мастер – классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки). Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Слайд 4
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
Образовательная область «Здоровье» Образовательная область «Физическая культура» Образовательная область «Безопасность» Образовательная область «Социализация» Образовательная область «Художественное творчество» Образовательная область «Музыка»
Слайд 5
Основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия: между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться; между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления; между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентирующим характером деятельности учреждения; между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.
Слайд 6
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Слайд 7
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно – правовых документов, в т.ч. «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и других. Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого – педагогических, физиолого - гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.
Слайд 8
В области дошкольной педагогики родителям важно:
знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми. Педагогическую культуру рассматривают в связи с общими социально – педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.
Слайд 9
В соответствии с этим работа с родителями строится на принципах сотрудничества. Признаками такого сотрудничества являются:
осознание цели деятельности каждым участником процесса; четкое разделение и кооперация труда между его участниками; личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем; положительные межличностные отношения. детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Слайд 10
Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:
изучение семей детей; привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения; изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Слайд 11
единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей; взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду; установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики; взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе; изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания; использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, наглядные формы пропаганды; индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом; систематическую плановую связь детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми; привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, к работе с семьями.
Слайд 12
Спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.
1. Первые контакты между семьями и ДОУ приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятия; посещение сотрудниками семей на дому; представление родителям письменной информации об учреждении; встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения; составление договора. 2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем; ознакомления родителей с письменным материалом об их детях; рекомендаций посетить врача и т.п.; посещений родителей с тем, чтобы они помогли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения. 3. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов или спонсоров; они могут помочь в разработке содержания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т.д.
Слайд 13
(продолжение)
4. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т.п.; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий. 5. Родители продолжают дома работу с детьми по программам или осуществляют часть домашнего плана. 6. Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом. 7. Эффективны общественные мероприятия для родителей; посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей и т.п. 8. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.
Слайд 14
Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители – взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить их нужный и полезный совет. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. В тоже время преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имею специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, из взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не получает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что родители – его союзники и он не может обойтись без совета и помощи. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей – единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организованна совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.
Слайд 15
Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:
первый - актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка; второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении; третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно – деятельностный подход. Внедрение такой методики позволяет создать усложненную систему работы с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.
Слайд 16
Основные блоки по работе с родителями
Слайд 17
Совместные мероприятия педагогов и родителей
Слайд 18
Анализтеории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе – организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов – создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах. Например, формы познавательной деятельности – это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
Слайд 19
Формы трудовой деятельности – оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п. Формы досуга – подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др. Формы активизации – дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решений кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.
Слайд 20
Наглядные формы: библиотеки и папки – передвижки, видеофильмы, памятки – рекомендации для родителей и детей, открытки – приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др. Из сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др. Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.
Слайд 21
В теории и практике определен ряд общих задач по работе с родителями в дошкольных учреждениях:
изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.); обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей; использование опыта деятельности других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями; расширение средств и способов работы с родителями; обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.
Посмотреть все слайды
«Взаимодействие сотрудников, детей и родителей в ДОУ» Подготовила: Старший воспитатель Масаева Светлана Владимировна Кемерово, 2013 год сайт
Слайд 2
Цели и задачи
Цель: спроектировать современную систему взаимодействия семьи и образовательного учреждения; разработать и принять к работе принципы взаимодействия с родителями. Задачи: -взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка; - выявить проблемы, препятствующие плодотворному взаимодействию педагогов с родителями; - формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями; - обозначить направления работы педагогов с семьями воспитанников.
Слайд 3
«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека. Когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности
Слайд 4
Педагог в ДОУ должен работать так, чтобы родитель смог:
Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка; -Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми; -Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их; - Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
Слайд 5
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Слайд 6
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно – правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе об образовании и др.
Слайд 7
Так в Законе об образовании записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей.
Слайд 8
Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Слайд 9
Взаимодействие, взаимоотношения – родственные слова. А отношения – это взаимная связь. Человек проявляет себя как личность только во взаимодействии. Во взаимоотношении с другими он познаёт себя, других и окружающий мир. Создавая семью, человек вступает в отношения; друзья, работа – это тоже отношения.
Слайд 10
Самым трудным и порой неразрешимым, считается общество, остаётся вопрос о взаимоотношении полов. При встрече людей происходит взаимодействие, которое чему-то учит.
Слайд 11
«Любая встреча чему-то учит. Даже встреча с пьяницей - не делай так, как он. Не ущемляйте взаимодействие друг друга, это раскрытие таланта» (В.П. Гоч).
Слайд 12
Г. Джеймс советовал: «Первое, что нужно усвоить во взаимоотношениях с другими людьми, это то, что им нельзя мешать быть счастливыми, - так как они того хотят, если только это не мешает нам стать счастливыми – тем способом, как мы того хотим»
Слайд 13
При взаимодействии человек проявляет эмоции положительные (радость) и отрицательные (злость, гнев). Эмоции, как и ощущения, - форма отражения действительности. Эмоции могут угнетать мышление, но могут активизировать мысль, вдохновлять.
Слайд 14
Свои эмоции и мысли человек выражает при помощи слов. Древняя мудрость гласит: «Одно хорошее слово и в жёсткий мороз согреет, худая же речь и из жары в озноб бросит». Или ещё говорят, что слово может лечить, и слово может убить.
Слайд 15
Результат неправильного взаимодействия – ссора или конфликт. (пример)
Слайд 16
Как правильно взаимодействовать
Не ущемляйте интересы друг друга, это раскрытие таланта. Проявляйте благодарность тем, с кем взаимодействуете, даже не зная, как оно произойдёт. Если взаимодействие не удалось сделайте вывод, как не надо поступать. При взаимодействии с близкими людьми будьте благодарны им за то, что они рядом с вами. Не начинайте взаимодействие во время возбуждения. Говорите и слушайте себя, что вы говорите. При взаимодействии не забывайте такую библейскую заповедь: «Возлюби ближнего как самого себя». Душевный человек живёт эмоциями. Духовный – без эмоций, даёт реальные советы и помогает выйти из затруднительного положения.
Слайд 17
8. Колебания, сомнения – потеря личного времени, уходит энергия и человек стареет.9. Неправильное взаимодействие способствует ухудшению вашего самочувствия.10. Не жалей себя, твоим путём никто не пойдёт.11. Самое высокое состояние, которое возникает при взаимодействии, - полное благополучие, спокойствие.12. Не контролируйте другого. Контроль – возвращение к прошлому опыту. А живёт человек настоящим.13. Улыбка – это ключ в духовный мир.14. «Великая власть ваша, если вы владеете собой»
Слайд 18
«Проблемные», «трудные», «закомплексованные», «педагогически запущенные» дети – это всего лишь результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Слайд 19
Хочу вам посоветовать общайтесь со своим ребёнком с позиции В.А. Петровского на основе 3-х «П»: 1. Понимаю тебя – смотрю на мир глазами ребёнка. 2. Принимаю тебя – я люблю тебя такого, какой ты есть. 3. Признаю – ты мой партнёр, включаю тебя в свою взрослую жизнь.
Слайд 20
Детский сад и семья имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.
Слайд 21
Чаще использовать золотое правило психологии «ДА, НО».
Слайд 22
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Слайд 23
Для этого необходим ряд условий:
Взаимное доверие педагога и родителей; Учет индивидуальности каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень; Использование разнообразных форм работы с родителями; Систематичность и последовательность работы с родителями; Педагогический такт.
Слайд 24
Для создания новой модели необходимо пересмотреть роль педагога.
Полное информирование родителей о развитии и успехах их ребенка; Объективное оценивание ребенка; Тактичные рекомендации о том, как нужно поступать родителям в том или ином случае; Рекомендации родителям о плодотворном проведении досуга с ребенком; Компетентность педагога в развитии и образовании ребенка; Педагог опирается на инициативу родителя и предлагает на этой основе своё; Тактично узнает о ребенке у родителя и объективно оценивает его. Педагог не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему. Оказывает помощь родителю в создании условий для успешной деятельности и реализации личностных потребностей ребенка; Педагог не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.
Слайд 25
Именно при соблюдении этих условий можно говорить о создании новой модели взаимодействия семьи и детского сада. Эта модель начнет работать, если в неё заложена коллективная творческая деятельность участников педагогического процесса. Чтобы отношения родителя и педагога были партнерскими, чтобы родитель и педагог стали сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьями воспитанников. Искать пути налаживания взаимоотношений должны именно сотрудники детского сада, педагоги, ведь они имеют соответствующую квалификацию.
Тема (практика№10): «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Семья для ребенка это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. Данная цель реализуется через следующие задачи : ♦ воспитание уважения к детству и родителям; ♦ взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды; ♦ повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей; ♦ оказание практической и теоретической помощи родителям; ♦ использование с родителями различных форм сотрудничества.
Существуют следующие формы работы с родителями : - анкетирование; - посещение семей воспитанников; - вечера знакомств; - наглядная пропаганда; - родительские собрания; - беседы и консультации; - конференции родителей; - устные журналы; - круглые столы; - организация клубов; - организация деловых игр.
Наглядная агитация и информация для родителей: тематические выставки; папки – передвижки; ширмы; семейные газеты; фотовитрины и фотомонтажи; альбомы из жизни группы; тетрадь отзывов; родительская газета.
Родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. В работе с родителями можно и нужно использовать педагогические консилиумы . В состав консилиума входят воспитатель, заведующая, заместитель заведующего по основной деятельности, педагог-психолог, учитель логопед, старшая медсестра, члены родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов – вечеров вопросов и ответов . Это позволяет уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком. Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи.
Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации . Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет. С родителями также можно использовать индивидуальные блокноты , куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
Главная задача наглядной пропаганды – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье.
Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки . Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.
Об эффективности, проводимой, в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют: ♦ проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; ♦ возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе; ♦ ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта; ♦ увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; ♦ стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем; ♦ размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания; ♦ повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Формы и методы работы с родителями в ДОУФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С
РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
Воспитатель первой
квалификационной категории:
Мухамадиева Н. А.
ребёнка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский)
"Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального
"РОДИТЕЛИ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЫМИ ПЕДАГОГАМИ. ОНИОБЯЗАНЫ ЗАЛОЖИТЬ ПЕРВЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО,
НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ".
(ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ»)
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
СЕМЬИ И ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
(ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ И
ОБРАЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА,
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ ИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ СОВМЕСТНО С СЕМЬЕЙ НА
ОСНОВЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ПОДДЕРЖКИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ СЕМЬИ»
(ФГОС ДО)
Основные задачи работы с родителями:
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫС РОДИТЕЛЯМИ:
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного
развития личности ребенка
установить партнерские отношения с семьей каждого
воспитанника
объединить усилия для развития и воспитания детей
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
поддерживать их уверенность в собственных педагогических
возможностях
Принципы взаимодействия с родителями:
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯС РОДИТЕЛЯМИ:
Доброжелательный
стиль общения
педагогов с родителями
Сотрудничество, а не
наставничество
Готовимся серьезно
Динамичность
Индивидуальный
подход
Традиционные формы работы ДОУ с семьей:
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ДОУС СЕМЬЕЙ:
Коллективные – общие и
групповые родительские
собрания, консультации
Индивидуальные –
консультации эпизодические и
систематические, по запросам
родителей, индивидуальные
беседы.
Наглядные – памятки,
тематические выставки,
папки - передвижки, ширмы,
информационные стенды.
Нетрадиционные формы работы с семьей предполагают:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫС СЕМЬЕЙ ПРЕДПОЛАГАЮТ:
открытость детского сада для семьи (каждому
родителю обеспечивается возможность знать и
видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в
воспитании детей;
создание активной развивающей среды,
активных форм общения детей и взрослых,
обеспечивающих единые подходы к развитию
ребенка в семье и в ДОУ.
Нетрадиционные формы работы ДОУ с родителями:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ДОУ СРОДИТЕЛЯМИ:
Информация о группе, детском саде на сайте ДОУ, воспитателей.
Вовлечение в спортивные и творческие конкурсы
Презентация группы
Тематические досуги, утренники
Оформление стенгазет, книжек - самоделок, фотомонтажей
Семинары– практикумы, мастер – классы
Театрализованные представления для детей с участием родителей
Участие родителей в подготовке к праздникам
Совместное создание развивающей предметно - пространственной
среды
Тематические выставки, творческие задания
Интервью с родителями и детьми на определенные темы
Конкурс семейных талантов
Семинары – практикумы, открытые занятия
СЕМИНАРЫ – ПРАКТИКУМЫ, ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯутренники, развлечения, тематические досуги
УТРЕННИКИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ТЕМАТИЧЕСКИЕДОСУГИ
Спортивные праздники и соревнования
СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ ИСОРЕВНОВАНИЯ
Совместное создание развивающей предметно - пространственной среды
СОВМЕСТНОЕ СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
на участке
НА УЧАСТКЕОрганизация тематических выставок, конкурсов
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХВЫСТАВОК, КОНКУРСОВ
Наши достижения
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯКак активизировать участие родителей?
КАК АКТИВИЗИРОВАТЬ УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ?Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей.
Привлекайте родителей к участию в
мероприятиях,
утренниках, конкурсах, выставках.
Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они
могут оказать детскому саду.
Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ
и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется,
высказывайте свою признательность им.
Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте
положительные оценки.
Напоминайте родителям, что вы
рады любому их участию.
Поощряйте посещаемость
родительских собраний.
Сохраняйте конфиденциальность
любой информации.
Результаты использования нетрадиционных форм работы с семьей:
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯНЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:
Изменение характера вопросов родителей к воспитателям
Рост посещаемости родителями мероприятий по
педагогическому просвещению
Инициатива со стороны родителей по проведению новых
форм общения семей группы
Изменение взаимоотношений воспитателя с родителями
Осознание родителями воспитательной значимости их
помощи ДОУ в педагогической деятельности
Положительное отношение родителей к ДОУ,
положительная оценка его деятельности
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь
«ДЕТИ – ЭТО СЧАСТЬЕ, СОЗДАННОЕ НАШИМ ТРУДОМ.ЗАНЯТИЯ,
ВСТРЕЧИ С ДЕТЬМИ, КОНЕЧНО, ТРЕБУЮТ
ДУШЕВНЫХ СИЛ, ВРЕМЕНИ, ТРУДА.
НО ВЕДЬ И МЫ СЧАСТЛИВЫ ТОГДА, КОГДА СЧАСТЛИВЫ НАШИ ДЕТИ,
КОГДА ИХ ГЛАЗА НАПОЛНЕНЫ РАДОСТЬЮ».
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
Правовой основой взаимодействия ДОУ с родителями являются документы международного права: Закон РФ «Об образовании» Конституция РФ Конвенция ООН о правах ребёнка Семейный кодекс РФ Закон РФ « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» В Законе РФ «Об образовании» ст.18 записано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте»
Руководящая и организующая роль ДОУ по отношению к семье характеризуется комплексом факторов: Планомерное, активное распределение педагогических знаний родителей; Практическая помощь семье в воспитании детей; Организация пропаганды положительного общественного и семейного воспитания; Вовлечение родителей в педагогическую деятельность; Активизация их педагогического самообразования и др.
В основе концепции взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». СОТРУДНИЧЕСТВО- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Признаками сотрудничества являются: - осознание цели деятельности каждым участником процесса; - личный контакт участников с обменом информацией; - положительные межличностные отношения. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ- представляет собой способ организации совместной деятельности и с помощью общения.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышения уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей
Формы общения с родителями: ТРАДИЦИОННЫЕ: 1.Коллективные -групповое родительское собрание -круглый стол -родительский комитет 2.Индивидуальные -беседы -консультации -посещение семей на дому 3.Наглядно-демонстрационные -тематические фотовыставки -выставки детских работ -стенды -папки- передвижки НЕТРАДИЦИОННЫЕ: 1.Информационно-аналитические -почтовый ящик -анкетирование -«Телефон доверия» 2.Досуговые -участие в праздниках и развлечениях -участие в выставках и конкурсах 3. Познавательные -педагогическая библиотека для родителей -деловая игра -консультации практикумы -родительские конференции -семейные клубы
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям Воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблеме воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Воспитатель должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.