Система работы по экологическому воспитанию. Педагогические модели организации экологического образования в доу Направления работы воспитателя

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Очень важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения считает, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже давно. В основе лежит основная образовательная программа ДОУ, а так же используем технологии программы Н.Н. Кондратьевой «Мы».

Цель программы : формировать экологическую воспитанность дошкольников.

Задачи:

  • - ра звивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • - формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  • - помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
  • Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
  • - готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
  • - личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
  • - постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
  • - построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • - активным участием родителей в воспитательном процессе;
  • - установлением педагогом ДОУ связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
  • При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
  1. Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
  2. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
  3. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
  4. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, туристические прогулки, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

    Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
    - создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
    - повышение экологической грамотности педагогов;
    - обновление содержания, форм и методов работы с детьми;
    -экологическое просвещение родителей.

    Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет нам проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах.

    Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий, привлекаем родителей к участию в оформлении центров природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)
    Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.

    Система работы с детьми включает:
    -посезонное тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности;
    - создание эколого - развивающей среды (центры природы, лаборатории природы, экологическая тропа);
    -организация совместной деятельности (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
    - чтение художественной литературы;
    -выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
    -игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
    -экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
    -создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).

    1. ​ Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:

Мы много говорили о содержании экологического образования в ДОУ, о том как оно должно измениться с новых позиций в экологии. Возникает закономерный вопрос, как организовать работу дошкольного учреждения, чтобы получить ожидаемые результаты? Кто из сотрудников и как должен этим заниматься?

Хороших результатов можно добиться только в том случае, если в ДОУ удастся создать систему работы коллектива по реализации экологического образования.

Давайте рассмотрим, как должна выглядеть такая система.

Любая система состоит из компонентов, причем все эти компоненты должны быть обязательно взаимосвязаны при этом каждый компонент системы выполняет свою роль в реализации экологического образования.

Как вы думаете, какие компоненты должны присутствовать в этой системе?

Как эти компоненты могут быть взаимосвязаны?

В настоящее время в сложившейся практике работы дошкольных учреждений можно выделить две основных педагогических модели реализации дошкольного образования. Условно эти модели можно назвать «эколог» и «воспитатель» и отличаются они принципами организации работы.

Особенность модели «эколог» - заключается в том, что она подразумевает создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесное сотрудничество всех специалистов, руководителя, методиста и воспитателя. Причем сотрудничество это должно осуществляться на основе реализации интегрированного подхода и экологизации различных видов деятельности дошкольников.

Необходимым условием использования данной модели является наличие в дошкольном учреждении педагога-эколога, который координирует работу всех педагогов. Педагог-эколог обязательно должен получить соответствующую профессиональную подготовку, как в области экологии, естествознания, так и в области методики экологического образования дошкольников.

Модель «эколог» внедряется во многих дошкольных учреждениях страны. В настоящее время в детских садах работа экологов организована по-разному, но в целом можно выделить два варианта:

Первый вариант, когда эколог регулярно проводит занятия с детьми и является координатором всей работы дошкольного учреждения в области экологического образования;

А второй вариант, когда эколог периодически посещает группы, где беседует с детьми, проводит игры и т.п., ухаживает за растениями, животными, огородом.

Более предпочтительным в этом случае является первый вариант, так как именно он способствует постепенной экологизации работы всего учреждения.

Помимо того что в ДОУ в рамках данной модели обязательно наличие эколога, каждый сотрудник берет на себя определенные функции в области экологического образования.



Подробно рассматривать все возможные направления работы сотрудников в рамках модели «Эколог» мы не будем. Остановимся лишь на направлениях работы некоторых сотрудников.

Направления работы старшего воспитателя (методиста):

Ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования;

Выбор программы и методики (совместно с экологом);

Определение места экологического образования в общем образовательном пространстве сада, его связи с другими направлениями;

Мониторинг деятельности всего коллектива;

Участие в диагностике детей и анализе результатов;

Проведение методических семинаров для членов коллектива;

Участие в экологизации развивающей предметной среды;

Участие в распространении опыта работы сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);

Руководство составлением «Экологического паспорта»;

Организация родительских собраний, связанных с проблемами экологического образования;

Обобщение результатов работы.

Направления работы педагога-эколога:

Участие в выборе программы, методики и их адаптация к условиям детского сада;

Подготовка и проведение занятий с детьми в экологической комнате, лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке, участие в подготовке праздников детского сада;

Активное участие в разработке концепции и создании развивающей предметной среды;

Выбор растений, животных для экологического комплекса, групповых помещений;

Подготовка наглядного материала, выбор литературы;

Координация работы всех специалистов: музыкального руководителя, преподавателя по изобразительной деятельности, физкультуре;

Координация работы воспитателей: составление еженедельной программы для воспитателей по конкретной теме и контроль за ее выполнением;

Участие в диагностике результатов экспериментальной работы;

Работа с родителями;

Консультации педагогам дошкольного учреждения в области экологического образования;

Оформление «Экологического паспорта» детского сада, «Экологических паспортов» растений, животных экологического комплекса;

Распространение опыта работы (открытые занятия, обобщение материала).

Направления работы музыкального руководителя:

Проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;

Согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога, педагога по изобразительной деятельности;

Разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников;

Подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе) к программе эколога;

Музыкальное сопровождение экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры), пластических этюдов, постановка танцев (например, танец цветов, «Радуга» и т.п.);

Использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки и т.п.).

Направления работы воспитателя:

Экологизация видов деятельности дошкольников в группах;

Выполнение заданий эколога: проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки;

Выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);

Создание условий для экологического образования в группах: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования;

Подбор растений, животных и уход за ними (совместно с детьми);

Работа с родителями (домашние задания детям, оформление необходимой информации и т.п.);

Участие в диагностике по заданию эколога и психолога (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.);

Участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» детского сада.

Другая педагогическая модель реализации дошкольного образования – это модель «воспитатель». Данная модель отличается от модели «эколог» тем, что функции экологического образования возлагаются не на специалиста – эколога, а на воспитателя.

И именно воспитатель самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе, через экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.

Данная модель существует во многих детских садах, где нет возможности выделить ставку эколога. На практике она представлена двумя вариантами: первый - экологическое образование осуществляют несколько воспитателей, зачастую без координации своих действий; второй - задачи по экологическому образованию включаются в план работы воспитателей всех групп, а направление в целом курирует и контролирует методист или руководитель учреждения.

Воспитатель создает в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течение дня вовлекает ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т.п.). Модель «воспитатель» также предполагает наличие у воспитателя определенной подготовки в области экологического образования.

Модель «воспитатель» в отличие от модели «Эколог» дает возможность реализовать только отдельные компоненты системы экологического образования. Такие как - экологизация различных видов деятельности ребенка, экологизация развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей.

Кстати что касается экологического просвещения родителей, то этот вопрос нужно рассмотреть отдельно.

Экологическое просвещение родителей

Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Поэтому одна из первостепенных задач ДОУ - привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.

Рассмотрим некоторые направления работы с родителями.

1. Экологическая информация . Подразумевает доведение до сведения взрослых следующей информации:

Данных об экологической ситуации в городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, или парка, где они отдыхают;

Информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;

Знакомство с правилами поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);

Помощь в выборе экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;

Информация о домашних животных, их содержании в доме и значение для ребенка;

Информация о развитии ребенка как личности в процессе экологического образования;

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения экологической комнаты, живого уголка, территории детского сада.

2. второе направление работы с родителями это совместная деятельность с детьми:

Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают взрослым вопросы;

Совместное участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

Совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье.

Еще одно направление - привлечение взрослых в уголок природы. Иногда родители отдают свое домашнее животное на время в детский сад, берут обитателей уголка к себе домой на лето, помогают приобретать животных, создавать для них условия;

Совместный сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы.

Другой вариант реализации данного направления - выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»);

Совместные природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек).

Система экологического воспитания в ДОУ

с использованием активных методов обучения.

Заместитель заведующей

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Там - лес погубили, там - лугов лишились.

Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя.

Важный аспект в решении вопроса сохранения земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить, по крайней мере, три задачи:

1)Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

2)Помочь понять им, для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;

3)Помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).


На протяжении многих лет (более 10) наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания дошкольников. Наш коллектив стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении необходимо создать определенные условия и, прежде всего, - систему работы коллектива. Наша система состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации экологического образования .

1. Оценка окружающей среды. Экологический паспорт.

Большое значение в обучении ребенка имеет среда, в которой он проводит длительное время, в частности среда дошкольного учреждения. Она должна соответствовать тем принципам, которые мы излагаем детям в рамках программы, и быть экологически безопасной.

Для этого необходимо оценить

Экологическую ситуацию, в которой находится детский сад

Оформление, оборудование, среду помещений с точки зрения экологической безопасности

Влияние, которое оказывает детский сад на окружающую среду.

Нашим учреждением уже был ранее составлен экологический паспорт, но время идет и экологическая ситуация изменяется, поэтому возникла необходимость в переиздании экологического паспорта с учетом рекомендаций предыдущего.

2.Профессиональная подготовка педагогов

Одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка и навыков экологически грамотного поведения, является профессиональная подготовка педагогов.

Мы стараемся внедрять в работу разнообразные, новые формы повышения квалификации сотрудников. Например: КВНы, конкурсы («Огород на окне», конкурс на лучший дизайн групповых участков, конкурс экологических проектов, на лучшую кормушку для птиц), экологические тренинги.

Важную роль в этом вопросе играют курсы повышения квалификации:

В 2009 учебном году воспитатель прошла подготовку на курсах по теме «Актуальные проблемы, современные тенденции экологического образования в детском саду»

Заочные курсы по теме «Экологическое воспитание в детском саду» под руководством, автора программы «Наш дом - природа» прошли двое воспитателей.

Посетили краевую конференцию по проблемам экологического образования дошкольников в 2007 году.

Через консультации, семинары практикумы воспитатели получают природоведческие, экологические знания, знакомятся с программами, методиками экологического воспитания дошкольников.

Итоги работы подводятся на педсовете.

Таким образом, подготовка педагогов может включать следующие направления:

Научно-профессиональная подготовка (знание основ экологии, естествознания)

Профессионально-методическая. (Освоение современных методик экологического образования и умение реализовывать на практике интегрированный подход)

Освоение методик работы с родителями и основ экологической безопасности

Умение организовывать развивающую предметную среду

Воспитание у педагогов чувства ответственности за свои действия и состояние окружающей среды.

3.Следующим компонентом системы экологического образования является экологическое просвещение родителей.


Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.

Главная задача родителей

– поддерживать интерес детей к природе,

Поощрять их экологически грамотные поступки,

Проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду

И, конечно же, быть во всем примером.

Кроме просветительной работы с родителями большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены природоохранные акции «Посади дерево», «Превратим в игрушки мусор» (поделки из бросового материала), «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Помоги планете выжить» (уборка мусора) и другие.

Родители охотно участвуют в экологических конкурсах: «Огородная сказка»

«Мусорная фантазия» в рамках проекта «Отходы в доходы»

«Бал цветов», конкурс плакатов, рисунков. Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий. Например: «Ребята и зверята», «Я и природа» и др.

Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, выращивании растений для уголка природы и участка, приобретении животных в уголки природы.

4.Компонент «Сотрудничество детского сада с организациями и учреждениями»

В рамках экологического образования наш детский сад сотрудничает с несколькими организациями и учреждениями.

По вопросам преемственности мы сотрудничаем с Ключевской средней школой :

«Круглый стол» с участием учителей начальной школы.

Совместно с сотрудниками больницы мы планируем мероприятия по благоустройству территории.

5.Создание экологической развивающей среды.

Одно из важных условий воспитательно – образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды.

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:

Эколого-эстетическому развитию

Оздоровлению ребенка

Формированию нравственных качеств

Формированию экологически грамотного поведения.

Таким образом, экологизация развивающей природной среды должна способствовать реализации всех компонентов его содержания:

Познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

Развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

До недавнего времени в нашем детском саду действовала экологическая комната – лаборатория, которая выполняла обучающую, познавательную и релаксационную функции. В настоящее время помещения для экологической комнаты нет, поэтому мы используем групповые помещения, коридоры, рекреации, лестничные площадки.

В рекреации мы расположили экологический мини-музей. В нем находятся макеты экосистем, макет «Времена года», фотовыставка «Достопримечательности села Ключи», передвижные выставки различных природных экспонатов.

Зона коллекций (в группах) (предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения классификации по различным признакам)

Зона релаксации (в группе) включает в себя разные по величине и видам комнатные растения , аквариум, альпийскую горку, мини фонтан. Зона релаксации предназначена для отдыха детей и ухода за комнатными растениями и обитателями аквариума)

Зона экспериментирования: создана в группах для проявления инициативы ребенка и самостоятельных исследований.

Познавательные пирамиды: «Береза в разное время года», «Животные». Изготавливаются совместно с детьми, помогают закрепить знания о природных объектах и явлениях.

Огород на окне (создается для наблюдений за ростом растений).

Центр воды и песка «Капитошка». Предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук.

Центр науки в старшей группе. Предназначен для экспериментирования, опытов, наблюдений. Кроме этого в каждой группе действуют уголки природы. Для закрепления знаний широко используются дидактические игры.

Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека, - вот главные аспекты работы педагога с детьми. Необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса, а для этого необходимо тесное сотрудничество всего коллектива. В нашем детском саду работу по экологическому воспитанию возглавляет и направляет педагог-эколог. Он планирует работу в общесадовском масштабе, привлекая специалистов, воспитателей и родителей.

Например, музыкальный руководитель разрабатывает сценарии экологических праздников, подбирает музыкальное оформление для занятий по экологии и др. Физинструктор включает в занятия упражнения-имитации различных животных, растений, организует походы в природу, участвует в организации спортивно-экологических праздников. Гармонично сочетается экологическое воспитание с изобразительной деятельностью: это закрепление материала экологических знаний в рисовании и лепке, это работа с природным материалом, оформление рекреаций и холлов коллективными коллажами и многое другое. Расширяются и закрепляются экологические знания и в других видах деятельности.

Большое внимание должно уделяться общению с природой, организации различных форм работы во время прогулок, экскурсий, в том числе на экологической тропинке, находящейся на территории детского сада.

Цель создания такой тропинки – обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

Новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых они проводят исследовательскую работу.

Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую) ценностно-ориентированную, коммуникативную.

Как правило, такие проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством воспитателя. Проект включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках.

Нашими педагогами разработан ряд проектов «Превратим в игрушки мусор», «Напиши письмо грачу», «Юные защитники природы», «Дерево года – береза», «Волшебница – вода». По продолжительности проекты разные от 1 месяца до года.

Тренинговые упражнения.

Одним из активных методов обучения является экологический игровой тренинг.

Цель тренинговых игр такова:

1Установление, укрепление межличностных контактов при работе в группах.

2.Возможность самовыражения каждого участника.

3.Возможность посмотреть на себя со стороны.

4.Пробуждение интереса друг к другу.

5.Пробуждение энтузиазма к теме тренинга.

6. Развитие эмпатии, воображения, творчества.

В подгруппы дети объединяются по желанию. Для создания эмоционального фона во время выполнения заданий можно использовать спокойную музыку. В конце тренинга возможна рефлексия. Заменить рефлексию можно просмотром записи игры, предоставить возможность посмотреть на себя со стороны. При организации тренинговых игр педагог опирается на ранее полученные знания и практические действия детей. То есть прежде чем провести игру-тренинг, необходимо провести предварительную работу. Например, для «плетения паутины» дети должны познакомиться с пищевыми цепочками, иметь представление о взаимосвязях живых организмов; в упражнении «Слепая экскурсия по зоопарку» дети должны знать характерные признаки животных и т. д. Возможно вручение подарков.

Игры-тренинги можно использовать как самостоятельный вид деятельности, так и часть занятия.

Таким образом, при взаимосвязи всех компонентов системы достигаются наиболее эффективные результаты. Усвоение экологических знаний детьми ежегодно превышают показатели по другим направлениям.

Экологическое образование не является изолированным направлением (Дополнительным предметом) работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Это предполагает участие в экологическом образовании всех сотрудников ДОУ. К сожалению, подобная цель на современном этапе в массовой практики недостижима из - за недостаточной подготовки педагогов, отсутствия необходимых условий, одним из которых является координация работы всего коллектива дошкольного учреждения, В реально сложившийся практике можно выделить две основные педагогические модели, отличающиеся принципами организации работы. Назовем их условно: модель «эколог» и модель «воспитатель».

Модель «эколог». ЕЕ особенность - создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесного сотрудничества всех специалистов, методиста и воспитателей на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников (см. Приложение).

В рамках модели «эколог» каждый сотрудник выполняет определенные функции в области экологического образования. Необходимым условием ее использования является наличие в дошкольном учреждении педагога - эколога, выполняющего функцию координатора. Такая модель создает условия, необходимые для эффективной реализации экологического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех сотрудников детского сада позволяет осуществлять:

  • - экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды;
  • - экологическое просвещение родителей;
  • - подготовку и переподготовку кадров;
  • - оценку окружающей среды;
  • - координацию с другими учреждениями.

Рассмотрим возможные направления работы и взаимоотношения сотрудников в рамках модели «эколог».

Направления работы руководителя:

  • 1. организация всего воспитательного процесса;
  • 2. сотрудничество с органами управления образованием;
  • 3. выделение необходимых ставок;
  • 4. составление дизайн - проекта учреждения; экологизация развивающей предметной среды;
  • 5. координация работы с другими учреждениями и т.д.

Направления работы методиста:

  • 1. ознакомление коллектива с существующими программами и методами экологического образования;
  • 2. выбор программы и методики (совместно с экологом);
  • 3. определение места экологического образования в общем, образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;
  • 4. руководство составлением «экологического паспорта» и т.д.

Направления работы психолога:

  • 1. психологическая поддержка работы по экологическому образованию;
  • 2. составление рекомендаций экологу с учетом индивидуальных особенностей детей;
  • 3. присутствие на занятиях эколога с целью определения поведения и характеристик дошкольников.

Направления работы музыкального руководителя:

  • 1. проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;
  • 2. согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога;
  • 3. разработка экологических праздников;
  • 4. подбор музыкальных произведений (звуки природы, песни о природе и т.д.) к программе эколога.

Направления работы преподавателя по изобразительной деятельности:

  • 1. закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, лепки;
  • 2. оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, костюмов к экологическим праздникам;
  • 3. проведение занятий вместе с экологом;
  • 4. участие в диагностике, по детским рисункам и т.д.

Направления работы инструктора по физическом воспитанию:

  • 1. включение в занятия физических упражнений, подвижных игр по согласованию с экологом;
  • 2. участие в эколого-оздоровительной работе (экскурсии и т.д.);
  • 3. участие в экологических праздниках;
  • 4. обучение правилам безопасности во время походов.

Направление работы медицинского работника:

  • 1. оздоровительная работа с детьми;
  • 2. участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе ДУ с точки зрения состояния здоровья детей.

Направления работы воспитателя:

  • 1. экологизация деятельности дошкольников в группах;
  • 2. выполнение заданий эколога;
  • 3. выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);
  • 4. создание условий для экологического образования в группах;
  • 5. подбор растений, животных и уход за ними;
  • 6. работа с родителями;
  • 7. участие в диагностике по заданию эколога и психолога.

Модель «воспитатель» отличается от модели «эколог» принципами организации работы: функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни (см. Приложение).

Модель реализуется в детских садах, где нет возможности ввести в штатное расписание ставку эколога. Она представлена двумя вариантами: первый - экологическое образование осуществляют несколько воспитателей; второй - задачи по экологическому образованию включаются в план работы воспитателей всех групп, а направление в целом контролирует методист или руководитель учреждения.

Обе указанные модели предполагают реализацию интегрированного подхода в экологическом образовании. Первая модель представляется более эффективной, т.к. позволяет создать систему взаимосвязанных компонентов, что является необходимым условием реализации экологического образования в дошкольном учреждении.

В системе экологического образования в дошкольных учреждениях можно выделить ряд компонентов (см. Приложение).

Таким образом, чем более полно реализованы указанные компоненты, тем эффективнее работа дошкольного учреждения в области экологического образования.

Выводы по теоретическим аспектам:

Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. За последнее время создано много отечественных программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего образовательного процесса.

Рис. 1. Структура программы «Наш дом - природа»

Первый уровень - ребенок вводится в мир природы с позиции целостного восприятия окружающего мира. Принцип целостности реализуется также через представление «ребенок - часть природы» (блок «Я и природа»). Педагоги знакомят детей с разнообразием компонентов окружающего мира. Сравнивая по специально разработанным рисункам обычный дом человека и «дом-природу», ребенок узнает о том, что вокруг него есть воздух, вода, растения, животные, почва, солнце (тепло и свет), которые все тесно связаны друг с другом и с человеком. В этом же блоке изучаются отличия объектов природы от искусственных, объектов живой природы от неживой.

Второй уровень предполагает более подробное ознакомление с отдельными компонентами природы: сначала неживой (блоки «Вода», «Воздух», «Камни, песок, глина»), затем - с компонентом, включающем живую и неживую природу («Почва»), и, наконец, - с компонентами живой природы (блоки «Растения», «Животные»). При этом каждый блок начинается с обращения к материалу первого блока «Я и природа».

Третий уровень возвращает ребенка к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне: на основе полученной информации осмысливаются наиболее доступные для понимания ребенком взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы на примере леса (блок занятий «Лес»). Таким образом, на этом уровне природа также рассматривается как целостное образование, однако, теперь уже ребенок получает первые представления о том, как именно обеспечивается эта целостность за счет взаимосвязей и взаимоотношений организмов с окружающей средой.

Четвертый уровень (обобщающий): блок занятий «Человек и природа», в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой (в первую очередь, самого ребенка) и возможные пути их решения. На основе сформировавшихся в процессе занятий представлений и эмоционально-положительного отношения к природе ребенок самостоятельно (под руководством взрослого) формулирует правила поведения в природе, оценивает действия человека (в том числе и собственные) с позиции безопасности для природы и для себя лично.

Каждый блок занятий состоит из комплекса взаимосвязанных тем. отражающих на доступном для дошкольника уровне содержание трех основных направлений экологии - биологической, социальной, прикладной, и реализуется через различные виды деятельности ребенка. Например, изучая блок «Вода», дети знакомятся с водой в природе, различными водоемами, свойствами и состояниями воды, водными животными и растениями, необходимостью экономить воду дома, некоторыми причинами и последствиями загрязнения рек, морей, способами их охраны. Все темы связаны друг с другом. Так, тема о свойствах воды связана с темой «Водные животные и растения» и помогает объяснить приспособленность водных организмов к среде обитания (вода прозрачная, значит, живые организмы могут видеть, а растения - получать солнечный свет; в грязной, мутной воде меньше света - ухудшается жизнь различных организмов; вода бывает теплой, холодной - в водоемах с разной температурой обитают разные животные, растения). В свою очередь, объяснение последствий загрязнения рек строится на основе представлений дошкольника о взаимосвязях водных организмов с окружающей средой.

Компоненты содержания. В содержании программы «Наш дом - природа» отражены все четыре компонента, отмеченные в «Концепции общего экологического образования»: познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный. В таблице 2 приводятся примеры характеристик компонентов содержания в различных блоках программы «Наш дом - природа».

Таблица 2. Компоненты содержания в программе «Наш дом - природа»

Компоненты

Познавательный

Ценностный

Нормативный

Деятельностный

Блоки занятий

Вода («Волшебница вода»)

Вода в окружающем нас мире (водоемы, виды осадков), свойства воды, состояния воды, элементы круговорота воды, водные животные и растения, их приспособленность к водной среде

Значение воды в жизни человека и живых организмов, водоемов как среды обитания живых организмов, ценность чистой воды

Правила поведения во время отдыха на берегах водоемов, бережное отношение к водным животным и растениям, выбор мест для купания, рациональное использование воды в быту (дома и в детском саду)

Экскурсия на ближайший водоем с целью оценки отношения к нему людей, помощь обитателям водоема (подкормка птиц), реализация правил поведения во время экскурсий, совместный отдых с родителями у водоема, очистка (фильтрование) воды (помощь реке), уход за обитателями живого уголка

В главе III «Условия реализации экологического образования в дошкольных учреждениях» предложены, обоснованы и проанализированы варианты моделей экологического образования в дошкольных учреждениях и система его организации. В разделе «Педагогические модели организации экологического образования» указывается, что в сложившейся реально практике выделены две основные педагогические модели, отличающиеся принципами организации работы. Условно эти модели названы «эколог» и «воспитатель». Особенность модели «эколог» -создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесное сотрудничество всех специалистов, методиста и воспитателей на основе реализации интегрированного подхода и экологизации различных видов деятельности дошкольников (рис.2).

Рис. 2. Модель «эколог»

В рамках модели «эколог» каждый сотрудник берет на себя определенные функции в области экологического образования. Необходимым условием использования данной модели является наличие в дошкольном учреждении педагога-эколога (старшего воспитателя, педагога дополнительного образования), выполняющего функцию координатора. Такая модель создает условия, необходимые для эффективной реализации концепции экологического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность сотрудников детского сада позволяет осуществлять экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей, подготовку и переподготовку кадров, оценку окружающей среды, координацию с другими учреждениями. Модель «эколог» внедряется во многих дошкольных учреждениях страны, в особенности в г. Москве. В работе обосновываются преимущества и сложности обеих образовательных моделей Определены возможные направления работы каждого сотрудника дошкольного учреждения (руководителя, методиста, педагога-эколога, психолога, медицинского работника, педагогов по изобразительной, театральной деятельности, художественному труду, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, воспитателя) и их взаимосвязи.

Модель «воспитатель» отличается от модели «эколог» принципами организации работы: функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни (рис. 3).

Модель реализуется в детских садах, где нет возможности выделить ставку эколога. Она представлена двумя вариантами: первый - экологическое образование осуществляют несколько воспитателей, зачастую без координации своих действий второй - задачи по экологическому образованию включаются в план работы воспитателей всех групп, а направление в целом курирует и контролирует методист или руководитель учреждения. Воспитатель создает в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течение дня вовлекает ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности. В рамках модели «воспитатель» реализуются только отдельные компоненты системы экологического образования (экологизация различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей). На рис. 3 связь деятельности воспитателя с этими компонентами показана при помощи линий. Для сравнения обеих моделей на этом рисунке оставлены незаполненные прямоугольники, символизирующие сотрудников дошкольного учреждения, которые работают в дошкольном учреждении, но не участвуют в процессе экологического образования. Сопоставление рисунков дает наглядное представление об условиях для экологического образования в рамках разных моделей модель «воспитатель» создает ограниченные возможности для этого процесса и является менее эффективной. Один из вариантов экологизации образовательного процесса рассмотрен в работе на примере включения экологического содержания в раздел программы «Истоки».

Основные компоненты системы экологического образования в дошкольном учреждении. Разработана система экологического образования в дошкольных учреждениях, включающая ряд взаимосвязанных компонентов (рис. 4). В работе приводится детальный анализ каждого компонента и обоснование его значения с точки зрения реализации системы экологического образования в ДОУ.

Рис. 4. Система работы по экологическому образованию в дошкольном учреждении

Организация и экологизация развивающей предметной среды. В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, играющего негативную роль с точки зрения экологического образования. Это отчуждение частично преодолевается посредством экологизации развивающей предметной среды. Термин «развивающая предметная среда» введен С.Л. Новоселовой. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Важное требование к развивающей предметной среде - ее развивающий характер. Задачи экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:

Познавательного развития ребенка (возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

Эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);

Оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);

Становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);

Формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);

Экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его на занятиях по изодеятельности и т.п.), совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей.

Дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по уровню развивающей предметной среды, по направлениям деятельности, что отражается в вариативном подходе к ее организации. Любая развивающая предметная среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. В работе рассмотрена функциональная роль различных элементов среды в экологическом образовании, варианты организации пространства. Так, для организации пространства в экологической комнате обосновано выделение ряда функциональных зон (обучения, коллекций, библиотеки, релаксации, игровой). Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды - создается для исследовательской деятельности детей. Живой уголок - достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений нашей страны, однако, его оформление и содержание приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования. В диссертационной работе предложен ряд принципов отбора живых объектов (географический, экологический, систематический и природоохранный). Проанализированы такие элементы среды, как зимний сад, альпийская горка, музеи, огород, мини-фермы, уголки в группах, экологическая тропа, при этом обосновывается их вариативность. Определена функциональная роль в экологическом образовании таких элементов среды, как разнообразные игры и игрушки, модели природных объектов, наглядные пособия (например, календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов), а также современных средств обучения - компьютерные игры экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы), аудиозаписи (звуки природы, музыкальные произведения), оборудование для опытов и т.п.

Оценка состояния окружающей среды детского сада включает информацию о реальной экологической ситуации района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение, с целью дальнейшего определения мер по возможному улучшению состояния окружающей среды и здоровья дошкольников. Для такой оценки разработана форма «Экологического паспорта дошкольного учреждения», которая апробирована во многих дошкольных учреждениях страны (рис. 5).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: