История возникновения платков на Руси

24 сентября 2021 г.

Посетив выставку платков в музее «Истоки», как будто попадаешь на выставку персидских ковров в уменьшенном формате. От различных узоров и яркой их расцветки перед глазами будто вспыхивает радуга.

Директор музея Елена Владимировна Панькина очень подробно, во всех деталях рассказывает об истории возникновения платков на Руси.

Русский народный платок - это целое произведение искусства. Этот женский головной убор вошел в обиход уже в конце XII века. За сотни лет он трансформировался, стал ярче, но уникальные узоры, орнаменты до сих пор волнуют модниц. После Крещения Руси, с приходом на нашу землю православной веры, головные женские уборы стали считаться неотъемлемой частью женского костюма.

Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться «простоволосой» было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение «опростоволоситься», то есть опозориться.

В Древней Руси женщины носили венцы, которые ниспадали на спины. По словам В. О. Ключевского, с XIII века знатные русские женщины стали носить на головах кокошники. Слово произошло от слова «кокошь», то есть наседка, курица. Кокошники напоминали по форме луковицу. Край кокошника обрамляли поднизи в виде сеточки или бахромы.

Затем женщины стали носить убрус - часть головного убора замужней женщины - полотенце, богато украшенное вышивкой. Укладывался он вокруг головы поверх подубрусника - мягкой шапочки, закрывавшей волосы, - и завязывался или закалывался булавками. Убрус представлял собой прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40-50 см в ширину. Материал зависел от благосостояния владелицы. Наиболее распространённый вариант - украшенное вышивкой или каймой льняное полотно или другая плотная ткань. Знатные женщины носили убрус из белого или красного атласного полотна и парчи. Носили такой платок поверх головного убора. В повседневной жизни крестьянки носили простые платки – символ замужества.

В конце XIX века платки в качестве головного убора повсеместно были распространены в России. Их носили девушки и молодые женщины в разное время года. Платки придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие. Сначала платки повязывали поверх головного убора (обычно кички), позже их стали носить самостоятельно, по-разному повязывая на голове. Девушки завязывали платок под подбородком, а иногда - концами назад (так носили платок и замужние женщины). Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ-XIX вв., а образ русской женщины – «Алёнушки в платочке», завязанном таким образом, - сформировался уже в XX веке.

Платок в образе русской женщины был логическим завершением костюма. Он был как бы окладом для ее лица, женщина без платка, все равно, что «дом без кровли», «церковь без купола». Платок придавал женщине особую женственность, нежность. Ни один другой головной убор не придавал столько лиричности облику женщины, сколько платок.

На выставке были представлены предметы из личных коллекций жителей Барятинского района. Представлены были павловские платки. Узор на них набивался на кремовом или цветных грунтах, чаще всего черном или красном. Орнамент включал объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка. Иногда цветы дополняли тонкими орнаментальными полосками или небольшими элементами стилизованных растительных форм. Отличительной особенностью павловских платков была безупречная гармония в подборе цветовых сочетаний и отдельных элементов декора.

На экспозиции были представлены «печальные» или «кручинные» платки, которые одевали только в дни траура, а также кружевные белые и черные, которые были распространены во второй половине 20 века. Платок довоенного времени (точно год не смогли установить), полностью ручная работа, на нем вышит цветочный орнамент традиционной вышивкой (крестом), оказался самым старинным на выставке.

Посетители смогли увидеть свадебное платье 50 - х годов прошлого века и конечно платок, которым девушка покрывала голову.

По платкам, представленным на выставке, можно было судить и о способах нанесения узоров на ткань. Набойка – один из самых древних видов росписи ткани, особенность которого заключается в том, что рисунок на ткани выполняется при помощи печати штампом. В древности набойка осуществлялась двумя способами. Первый из них получил название «кубовой» набойки. Он заключался в том, что рисунок наносился воском, а затем полотно опускалось в емкость для разведения краски, которую называли «куб», поэтому и саму технику росписи назвали «кубовой» набойкой.

Второй способ заключался в том, что штамп погружали в краску и оттиски на ткани набивали окрашенным штампом по белому фону. Такой вид росписи получил название белоземельной набойки. Она давала широкие возможности для использования нескольких цветов в рисунке.

Уважаемые барятинцы! Не поленитесь посетить церковно-краеведческий музей «Истоки», ведь там можно почерпнуть и узнать для себя много интересного!

Наверх