Учитель – основа всех добрых начал на земле.

1 октября 2021 г.

Не секрет, что большинство выпускников педагогических вузов, решивших связать свою жизнь со школой, предпочитают поехать на работу в город. Пусть и небольшой. Учить деревенских мальчишек и девчонок в сельскую школу едут только энтузиасты. Понятно, что сельская и городская школы отличаются друг от друга. Но сельская школа важна как в жизни села, так и в жизни каждого ребенка.

Сельские девчонки и мальчишки проводят в школе большую часть своего времени. Они идут в школу не только за знаниями и за общением, но и проводят здесь свой досуг. И роль учителя на селе, где все хорошо знают друг друга – особая. А все потому, что сельский учитель всегда на виду, его связь с детьми и их родителями намного ближе, нежели в городе, а потому и ответственность за судьбу каждого ребенка перед конкретной семьей выше. И потому сельские педагоги, отдавшие сельской школе не одно десятилетие, вызывают особое уважение.

Супруги Валерий Михайлович и Валентина Власьевна Булкины – оба педагоги. Сейчас они находятся на заслуженном отдыхе, но школе они отдали лучшие годы своей жизни. У каждого из супругов педагогический стаж исчисляется четырьмя десятками лет.

И Валерий Михайлович и Валентина Власьевна – местные: она родом из деревни Ракитня, а он с родителями жил в Барятино. Учились в Барятинской средней школе, хорошо знали друг друга и только. Судьба их свела вместе позже.

Поначалу Валя после семилетки мечтала поехать в Ленинград учиться на штукатура-маляра, чтобы потом получить жилье. Но отец категорически был против: «Что ты дочка удумала? Ведь учишься почти на «отлично», учись дальше». И убедил Валентину окончить десять классов, а потом и поступать в пединститут. В школе ей легко давались и химия, и биология. Дружила она и с математикой. Решила вначале поступать на химико-биологический факультет, но снова вмешался отец: «Лучше поступай на физмат».

За математику Валя не волновалась, но побаивалась физики. Опасения были напрасными, по физике получила четверку и прошла по конкурсу.

В это время Валерий поступал в Московский автодорожный институт, но по конкурсу не прошел и решил поступить в пединститут и тоже на физмат. И судьба свела их снова, теперь уже навсегда. Учились они в одной группе, и на четвертом курсе, 15 апреля 1967 года, поженились.

После окончания института супруги Булкины свой трудовой путь начали в Куйбышевском районе, где прожили около семи лет.

Причиной переезда в Барятинский район стали трудности бытового характера. Детского сада не было, за первенцем Сашей присматривала старенькая бабушка, но тут родился второй – Женя. В общем, родственники перетянули на родину.

Супругам предоставили работу в Фоминской средней школе. Валерия Михайловича утвердили на должность директора. Должность эта нелегкая, хлопотная. Тем не менее, семь лет работал в этой должности.

Валентина Власьевна преподавала математику.

«Сельская школа – это не просто стены, уроки и перемены. Это второй дом для детей и учителей, социокультурный центр для всего села, – делится своими воспоминаниями Валентина Власьевна. - Быть учителем на селе – значит находиться в центре внимания. Жители села обязательно обращают внимание не только на профессиональные качества учителя, но и на то, как ведется домашнее хозяйство, на мелочи, которые порой не замечают у самих себя».

- Вы всю жизнь посвятили сельской школе. Не жалеете о выбранной судьбе?

- Я проходила педагогическую практику в школе №2 города Калуги и там, на удивление легко, нашла общий язык с ребятами. Тогда окончательно поняла - это моё, мне нравится работать с детьми, учить их, разделять с ними их успехи и достижения. Я поступала всегда по принципу: не умею - учусь сама; умею - учу других и совершенствую себя. А мир цифр, уравнений и формул – очень увлекательный и интересный.

- Кто-то из сыновей продолжил ваше дело?

- Младший Евгений окончил тоже пединститут, физмат но он стал физиком. Старший сын окончил сельскохозяйственную академию им. Скрябина. Сейчас они живут в Белоусове, оба занимаются предпринимательской деятельностью. У нас с мужем три внука, две внучки и правнук. О выбранной дороге не жалеем. Мы родились в селе, здесь и пригодились. Трудились на совесть. Жаль только, что пустеет наше Фомино, вот и родной школы давно нет, а когда-то здесь кипела жизнь. Проводились различные мероприятия, работали кружки по интересам, ходили с учащимися в походы. Во все время педагогической деятельности я была классным руководителем и замечу, что никогда у меня с родителями не было конфликтных ситуаций, также как и с детьми. Мы всегда находили общий язык. Может, люди были другие, более терпимее, что ли.

- А были ли у Вас с Валерием Михайловичем свои авторитеты в школе?

- В принципе для нас авторитетом был каждый учитель, но особо хочу отметить, и думаю, муж со мной согласится, таких педагогов как В.В. Василевская, Н.В. Дорохова, З.Ф. Мельникова, Е.Е. Панова. Это были УЧИТЕЛЯ. Мы порой не слышали звонка на перемену, так умели они увлечь нас.

Я уверена, что наш труд - труда педагога, так или иначе, но живет в наших учениках. Мои первые ученики из Куйбышевского района, которые моложе меня всего на несколько лет, до сих пор поддерживают со мной связь, поздравляют с праздниками, присылают свои фото. Их память дорогого стоит. В Фомино мы живем, и поэтому со здешними учениками мы можем видеться.

Валерий Михайлович и Валентина Власьевна - ветераны труда, в домашнем архиве хранятся многочисленные благодарности и почетные грамоты разных уровней за добросовестный труд из двух районов. Валентина Власьевна к тому же награждена значком «Отличник народного образования».

В завершении беседы мы поинтересовались у Валентины Власьевны, каким должен быть на ее взгляд нынешний учитель:

- Во все времена каждый учитель должен обладать мудростью и применять в своей работе с детьми три Т: терпение, труд и творчество. Нет учителя без труда, нет учителя без терпения, нет учителя без творчества.

Беседовала Т. Тимошенкова.

Наверх