Речь человека–зеркало его самого

18 марта 2022 г.

Ежегодно среди учащихся начальной школы увеличивается количество детей с нарушениями речи. Для таких школьников необходимо логопедическое сопровождение, направленное на коррекцию недостатков в речевом развитии.

При анализе речи младших школьников учителя – логопеды выделяют часто встречаемые нарушения речи:

фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем;

дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное не сформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера;

дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Причины речевых нарушений можно разделить на две группы, а именно:

1) Внутренние (биологические, эндогенные):

-заболевания или травмы матери во время беременности,

-интоксикации,

-родовые травмы, гипоксия, асфиксия,

-наследственность,

-резус-несовместимость матери и плода.

2) Внешние (социально-психологические, экзогенные):

-отсутствие или недостаток эмоционального и речевого общения,

-подражание неправильной речи окружающих,

-общая физическая ослабленность организма,

-двуязычие,

-излишняя стимуляция речевого развития ребенка,

-психические травмы.

Учителем-логопедом осуществляется следующая помощь:

своевременная диагностика нарушений речевого развития у учащихся;

индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию фонематических процессов и грамматических форм речи;

индивидуальные и групповые занятия по предупреждению и коррекции дисграфии с учащимися начальных классов;

просветительская работа среди учителей и родителей учащихся.

Когда стоит обратиться к логопеду?

до 1 года – если у ребенка нет гуления и лепета;

1-2 года- ребенок не произносит отдельные слова;

2-3 года- в речи ребенка присутствует менее 10 слов, отсутствуют простые предложения;

4-6 лет- у ребенка невнятная речь, неправильно произносит более 5 звуков, присутствует гнусавость; очень бедный словарь; ребенок не может ответить на простой вопрос;

старше 6 лет-если ребенок не произносит или выговаривает неправильно один или несколько звуков, запинается, заикается, повторяет первые слоги и звуки. Неспособность ребенка отвечать на вопросы, запоминать и пересказывать короткие стихотворения, рассказы, пропуск или замена слогов в длинных словах;

в школьном возрасте – проблемы с чтением и письмом (пропуск, замена, перестановка букв, слогов,слов, зеркальное письмо)

Благодаря своевременному выявлению нарушения речи и совместной коррекционной работе учителя-логопеда и родителей можно достичь положительных результатов удетей.

Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.

Н.Г. Седова, учитель-логопед МКОУ «Барятинская средняя общеобразовательная школа».

 

Наверх