Ежегодно среди учащихся начальной школы увеличивается количество детей с нарушениями речи. Для таких школьников необходимо логопедическое сопровождение, направленное на коррекцию недостатков в речевом развитии.
При анализе речи младших школьников учителя – логопеды выделяют часто встречаемые нарушения речи:
фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем;
дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное не сформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера;
дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Причины речевых нарушений можно разделить на две группы, а именно:
1) Внутренние (биологические, эндогенные):
-заболевания или травмы матери во время беременности,
-интоксикации,
-родовые травмы, гипоксия, асфиксия,
-наследственность,
-резус-несовместимость матери и плода.
2) Внешние (социально-психологические, экзогенные):
-отсутствие или недостаток эмоционального и речевого общения,
-подражание неправильной речи окружающих,
-общая физическая ослабленность организма,
-двуязычие,
-излишняя стимуляция речевого развития ребенка,
-психические травмы.
Учителем-логопедом осуществляется следующая помощь:
своевременная диагностика нарушений речевого развития у учащихся;
индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию фонематических процессов и грамматических форм речи;
индивидуальные и групповые занятия по предупреждению и коррекции дисграфии с учащимися начальных классов;
просветительская работа среди учителей и родителей учащихся.
Когда стоит обратиться к логопеду?
до 1 года – если у ребенка нет гуления и лепета;
1-2 года- ребенок не произносит отдельные слова;
2-3 года- в речи ребенка присутствует менее 10 слов, отсутствуют простые предложения;
4-6 лет- у ребенка невнятная речь, неправильно произносит более 5 звуков, присутствует гнусавость; очень бедный словарь; ребенок не может ответить на простой вопрос;
старше 6 лет-если ребенок не произносит или выговаривает неправильно один или несколько звуков, запинается, заикается, повторяет первые слоги и звуки. Неспособность ребенка отвечать на вопросы, запоминать и пересказывать короткие стихотворения, рассказы, пропуск или замена слогов в длинных словах;
в школьном возрасте – проблемы с чтением и письмом (пропуск, замена, перестановка букв, слогов,слов, зеркальное письмо)
Благодаря своевременному выявлению нарушения речи и совместной коррекционной работе учителя-логопеда и родителей можно достичь положительных результатов удетей.
Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
Н.Г. Седова, учитель-логопед МКОУ «Барятинская средняя общеобразовательная школа».