Физиологические и психологические особенности организма подростка. Как меняется ваш подросток Физиологическое строение подростка 14 15 лет

В подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологиче­ской зрелости: начинается новый этап физического развития и развертывается процесс полового созревания.

Перестройка организма начинается с изменений в эндокрин­ной системе. Деятельность гипофиза активизируется, особенно его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование других важнейших желез внутренней сек­реции (щитовидной, половых, надпочечников). Их деятельность обусловливает многочисленные изменения в организме подрост­ка, в том числе и наиболее очевидные: скачок в росте и половое созревание (развитие половых органов и появление вторичных половых признаков). Эти процессы наиболее интенсивны в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков. В настоящее вре­мя, когда наблюдается акселерация физического развития и по­лового созревания, некоторые девочки оказываются на стадии начала половой зрелости в 10-11, мальчики – 12-13 лет.

Рост тела в длину, увеличение веса, окружности грудной клетки – специфические моменты физического развития в под­ростковом возрасте, которые обозначаются особым термином скачок в росте . Благодаря этому пропорции тела приближают­ся к взрослым. В подростковые годы позвоночник отстает в годичной прибавке от темпа роста тела в длину. Поскольку до 14 лет пространство между позвон­ками еще заполнено хрящом, это определяет податливость позвоночника к искривлению. Наибольшие нарушения осанки происходят в 11-15 лет, хотя в этом же возрасте подобные дефекты устраняются легче, чем потом. К 20-21 году заканчивается срастание костей таза.

Увеличение мышечной силы расширяет физические возмож­ности подростка. Однако мышцы подростка утом­ляются скорее, чем у взрослых, и еще не способны к длитель­ным напряжениям. Перестройка моторного аппара­та часто сопровождается потерей гармонии в движениях, появ­ляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость). Это может порождать неприятные переживания, неуверен­ность.

Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно тоже растет, и быст­рее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причиной функ­циональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой си­стемы и проявляться в виде сердцебиения, повышения кровяно­го давления, головных болей, головокружения, быстрой утом­ляемости.

В подростковом возрасте наступают резкие перемены во внутренней среде организма, связанные с изменениями в систе­ме активно действующих желез внутренней секреции. Поскольку эндокринная и нервная системы функционально связаны между собой, подрост­ковый возраст характеризуется, с одной стороны, бурным подъе­мом энергии, а с другой - повышенной чуткостью к патогенным воздействиям. Поэтому умственное или физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отри­цательные эмоциональные переживания (страх, гнев, обида) могут быть причинами эндокринных нарушений (временное прекращение менструального цикла, развитие гипертиреоза) и функциональных расстройств нервной системы. Они проявляют­ся в повышенной раздражительности, слабости сдерживающих механизмов, утомляемости, рассеянности, падении продуктивно­сти в работе, в расстройстве сна.



Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют немаловажное значение в возникновении новых психологиче­ских образований:

1) происходящие изменения делают подростка объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости;

2) половое созревание стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. Отрицательное влияние могут оказывать книги и кинофиль­мы, предназначенные только для взрослых. Все это, а также разговоры с товарищами о проблемах любви и пола провоци­руют развитие повышенного интереса к интимной стороне чело­веческих отношений, эротических тенденций и ранней сексу­альности. Нормой для подростков обоего пола является пробуж­дение первых романтических чувств.

Старший школьный возраст частично охватывает подростковый возраст и частично юношеский.

Специфика этого этапа развития, в частности подросткового возраста, в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором - половым созреванием .

В связи с существенными изменениями на этом этапе онтогенеза перестройками организма, связанными с половым созреванием, особо выделяют так называемый переходный период или пубертат. В нем различают следующие этапы:

1. Препубертатный период (12 - 13 лет);

2. Собственно - пубертатный период, протекающий в две фазы: первая фаза - мальчики 13 - 15 лет, вторая фаза - мальчики 15 - 17 лет;

3. Постпубертатный период (юношеский возраст) .

В старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах центральной нервной системы. К периоду половой зрелости масса головного мозга по сравнению с весом мозга новорожденного увеличивается в 3,5 раза у юношей. До 13 - 15 лет продолжается развитие промежуточного мозга. Происходит рост объема и нервных волокон таламуса, дифференцирование ядер гипоталамуса. К 15- летнему возрасту взрослых размеров достигает мозжечок.

У 13 - летних подростков существенно улучшается способность к переработке информации, быстрому принятию решений, повышение эффективности тактического мышления. Плавное улучшение мозговых процессов у учащихся нарушается по мере вступления их в период полового

созревания - у девочек в 11 - 13 лет, у мальчиков в 13 - 15 лет. Этот период характеризуется ослаблением тормозных влияний коры на нижележащие структуры и «буйством» подкорки, вызывающим сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций у подростков. Возрастает активность симпатического отдела нервной системы и концентрация адреналина в крови. Ухудшается кровоснабжение мозга. Такие изменения ведут к нарушению тонкой мозаики возбужденных и заторможенных участков коры, нарушают координацию движений, ухудшают память и чувство времени. Поведение подростков становится нестабильным, часто немотивированным и агрессивным. Временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакциях. У подростка ухудшается деятельность второй сигнальной системы (речевые функции), повышается значимость зрительно пространственной информации. Отмечаются все виды внутреннего торможения, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и переделка динамических стереотипов.

Гормональные и структурные перестройки переходного периода замедляют рост тела в длину, снижают темпы развития силы и выносливости. С окончанием этого периода перестроек в организме (после 15 лет у мальчиков) снова усиливается ведущая роль левого полушария головного мозга, налаживаются корково - подкорковые отношения с ведущей ролью коры. Переход от возраста подростков к юношескому возрасту знаменуется возросшей ролью переднелобных третичных полей и переходом доминирующей роли от правого к левому полушарию (у правшей). Это приводит к значительному совершенствованию абстрактно - логического мышления, развитию второй сигнальной системы и процессов экстраполяции. Деятельность центральной нервной системы вплотную приближается к взрослому уровню. Однако еще отличается меньшими функциональными резервами, более низкой устойчивостью к действию высоких умственных и физических нагрузок.

У подростка заметно повышается острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, совершенствуется различение цветовых оттенков. Глубинное зрение продолжает развиваться до 16 - 17 лет, когда оно достигает конечных величин, а светочувствительность увеличивается до 20 - летнего возраста.

В 15 - 16 лет еще часто проявляется недостаточная способность к сохранению равновесия на подвижной опоре. После 16 лет способность поддерживать равновесие значительно улучшается и стабилизируется.

В подростковом и юношеском возрасте усиливаются вестибуловегетативные реакции симпатического типа, вызывающие повышение частоту сердечных сокращений. В результате вестибулярных нагрузок возникают различные эмоциональные реакции, замедляется течение субъективного времени, что нарушает оценку временных интервалов.

В 16 лет точность различения мышечных напряжений практически не отличается от уровня взрослых людей. Благодаря четкому восприятию проприоцептивной информации увеличивается способность к управлению не только отдельными мышцами, но даже отдельными двигательными единицами.

Значительные перемены происходят в длине, массе, составе и пропорциях тела, в функционировании различных органов и систем. Вес мышечной массы достигает к 15 годам 32% веса тела, а к 17 - 18 годам - взрослого уровня (44%). В возрасте 8 - 18 лет значительно изменяется длина и толщина мышечных волокон. Происходит созревание быстрых утомляемых гликолитических мышечных волокон и с окончанием переходного периода устанавливается индивидуальный тип соотношения медленных и быстрых волокон в скелетных мышцах.

Созревание опорно-двигательного аппарата и центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие важнейших качественных характеристик двигательной деятельности.

На протяжении старшего школьного возраста происходят изменения в крови, кровообращении, дыхании. Увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, снижается количество лейкоцитов. В старшем школьном возрасте полностью формируется система кровообращения. Растут масса и объем сердца. Масса сердца по сравнению с весом сердца новорожденного увеличивается к 16 годам в 11 раз. Увеличивается минутный объем крови, снижается частота сердечных сокращений.

Совершенствуется система дыхания. Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха, продолжительнее становится выдох. Возрастает дыхательный объем, снижается частота дыхания в 1 минуту. К 16 - 17 годам развитие дыхательных функций в основном завершается.

К старшему школьному возрасту все основные функции завершает свое развитие пищеварительная система.

В старшем школьном возрасте увеличиваются градиенты температуры кожи от туловища к дистальным отделам конечностей. Становятся более выраженными суточные колебания температуры тела. Снижается значение химической терморегуляции и повышается роль физической.

На протяжении старшего школьного возраста происходят перемены в обмене веществ и энергии. Уменьшается преобладание процессов ассимиляции над процессами диссимиляции.

Увеличение массы тела и повышение двигательной активности вызывают нарастание суточных энерготрат.

К подростковому возрасту сформированы все основные механизмы управления движениями, свойственные взрослому организму - рефлекторное кольцевое управление с системой обратных связей и программное управление по механизму центральных команд.

Достигается высокий уровень сочетания двигательных и вегетативных реакций.

Подростки и юноши точнее оценивают интероцептивную и проприоцептивную информацию о функциональном состоянии собственного организма в процессе работы.

Заключение по параграфу 1.2

Подростковый возраст как юношей так и девушек можно охарактеризовать усиленным развитием и становлением всех органов и систем, которое сопровождается повышением физиологических показателей, которые уже практически принимают значения взрослого человека. При условии постоянных занятий управление движениями достигает высокого уровня, позволяя добиваться высоких результатов в различных видах спорта.

Основными внешними показателями физического развития подростка является длина, масса тела и окружность грудной клетки. Большое значение имеют также состояние осанки, степень развития мускулатуры, мышечный тонус, развитие подкожной жировой клетчатки.

В подростковом периоде окончательно определяются индивидуальные особенности пропорций тела и внешнего облика человека. В этот период у мальчиков начинают проявляться контуры мускулатуры спины и груди, исчезает округлость контуров, свойственная детскому возрасту, уменьшается количество подкожного жирового слоя, одновременно значительно увеличивается мышечная масса в связи с усиленным развитием мышц туловища и конечностей.

У девочек, наряду с ростом и развитием мышечной системы, подкожный жировой слой с возрастом равномерно нарастает, у них заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бёдра, отчего фигура девочки выглядит более округлой.

Сроки начала полового созревания и его завершения различны не только у детей разного пола, но и у детей одного пола.

Как правило, дети с интенсивным ростом раньше вступают в период полового созревания и быстрее его проходят. Дети, склонные к избыточной массе тела, созревают в половом отношении раньше, однако чрезмерная масса тела - истинное ожирение - тормозит половое созревание.

В подростковом возрасте могут возникнуть различные функциональные расстройства органов. Часто в этом возрасте наблюдается повышение кровяного артериального давления, сердцебиение, учащение пульса, иногда одышка, головная боль. Чаще отклонения в работе сердечно-сосудистой системы отмечаются у подростков с ограниченной двигательной активностью, не занимающихся регулярно физической культурой, или, наоборот, при чрезмерных физических нагрузках, не соответствующих возрасту.

Нередко в подростковом возрасте при интенсивном чтении, работе с компьютером и умственной нагрузке появляются различные нарушения зрения. При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении могут возникать головокружения, неприятные ощущения в области сердца, живота, в ногах. Причиной этих расстройств может быть психическое и физическое перенапряжение.

Известно, что на физическое развитие человека в этом возрасте оказывают существенное влияние не только наследственные, но и многие внешние факторы, такие, как экологическая обстановка, режим питания, режим труда и отдыха, чередование умственного и физического труда, двигательная активность и др.

Очень важно соблюдать правила личной гигиены в подростковом возрасте. В связи с эндокринной перестройкой организма усиливается функция сальных желёз, что ведёт к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, которые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться, ежедневно принимать душ.

Итак, знание закономерностей своего развития в подростковом возрасте является основой для формирования системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, подготовки к полноценной взрослой жизни. При этом систему здорового образа жизни нужно строить с учётом не только общих физиологических, но и индивидуальных особенностей. Тем самым вы обеспечите гармоничное развитие своего организма.

15) 4.1 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в условиях семьи

Подросток, отчуждаясь от родителей и одновременно любя их по прежнему учиться учитывать очень разные планы человеческих чувств и поступков. Он учиться заново - теперь уже на уровне возрастной отчужденности - строить новые отношения со своей семьей. Через жизненные Колизеи в семье подросток открывает, что мир не делится на «белое» и «черное», что нельзя просчитать отношения чисто арифметически.

4.2 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в школе

Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.

Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.

Социальная ситуация являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Таким образом, социальная ситуация развития является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.

Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

Чувство взрослости – отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому

Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым.

Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме.

Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. Со временем отношения между ними меняются: может появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, письма, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними – со стороны родителей, так и внутренними – собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние «тормоза» и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.

Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, «взрывоопасности», плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

Развитие волевых качеств. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11–12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.

В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.

Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение. Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что-то конструируют, строят, рисуют и т. д.), так и при помощи взрослых или более старших товарищей. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

Для родителей, для повзрослевших дочерей и сыновей мы сегодня расскажем про физиологические особенности в период полового созревания. В подростковом возрасте происходят изменения, которые превращают организм ребенка, в организм взрослого человека.

Эти изменения происходят одновременно – во внешности и внутри организма.

В случае внутренних изменений в организме – они происходят под воздействием гормонов, которые вырабатывает гипофиз и репродуктивная система человека.

Под влиянием гормонов половых желез начинают производиться половые клетки (сперматозоиды и яйцеклетки), человек становится способен к сексуальной активности и размножению.

Само формирование биологически заключается в изменениях во внешнем виде ребенка.

Стремительный рост тела сопровождается также увеличением внутренних органов: сердца, легких, почек. Завершается созревание тогда, когда все органы и системы полностью развиты.

Период полового созревания, как правило, бывает разделен на 3 фазы.

  1. Подготовительная – предпубертатная, продолжающаяся 2-3 года, от 8-9 до 10-12 лет.
  2. Фаза формирования — пубертатная, продолжающаяся, как правило, 4 года от 11-12 до 15-16 лет.
  3. Фаза полной зрелости – постпубертатная, продолжающаяся у девочек в 16-18 лет, у мальчиков до 18-21 года жизни.

В стадии подготовительной, процесс развития ребенка является стабильным и гармоничным. Ребенок в школе начинает учиться сознательности.

Время между 7 и 10 годами – это период подготовки организма к будущим интенсивным преобразованиям, которые будут иметь место в период полового созревания.

Можно наблюдать интенсивное вытягивание конечностей. Семилетние ребенок достигает зрелости основных двигательных функций, которые будут через три года совершенствоваться.

Результатом этого будет достижение гармонии движений и координации.

С возрастом постепенно увеличивается, в этот период способность к концентрации внимания, развивается память механическая и логическая. В это время совершенствуется речь, формируется характер, формируется разум и сфера эмоций.

В период от 5 до 14 лет происходит смена зубов молочных. Девочки развиваются обычно быстрее мальчиков, это заметно, также и в случае зубов. У них смена зубов начинается в среднем на полгода раньше, чем у мальчиков.

Девочки «перегоняют» мальчиков в росте, подвижности и интеллектуальном развитии.

Половое созревание подростков

Дети вступают во взрослую жизнь. Происходит процесс превращения девочки в женщину и мальчика в мужчину. В процессе этого развития происходят интенсивные физиологические изменения под воздействием гормонов, выражающие себя в изменениях внешности.

Конечным результатом этих преобразований является достижение половой зрелости, а, следовательно, и способность к репродукции.

Чтобы ребенок стал взрослым сознательным человеком, рука об руку с физическим развитием, должно идти развитие психическое. Процесс формирования определяет фактор генетической наследственности. Анализируя развитие периода полового созревания у родителей, можно определить – будет ли ребенок созревать быстрее или медленнее.

На развитие ребенка также влияет среда, в которой он развивается, образ жизни, способ питания и очень много других факторов. Большое влияние на развитие оказывает психическое состояние ребенка – депрессии могут замедлить процесс созревания.

Внешним признаком полового созревания девочек является появление первой менструации (менархе). Это большое событие в жизни каждой молодой женщины.

Однако, оно еще не означает что девушка готова выносить и родить ребенка. В результате действия женских половых гормонов (эстрогенов) на половые органы, происходят периодические кровотечения, называемые менструацией.

Сначала это циклы нерегулярные и безовуляционные, так как уровень гормонов, вырабатываемых гипофизом и яичниками слишком низкий. Тем не менее, это признак серьезных изменений, происходящих в организме девочки, и сигнал, что она в будущем сможет родить детей.

У мальчиков признаком полового созревания является эякуляции спермы – поллюции (ночные). Это естественный процесс, признак изменений, происходящих в организме, спонтанное очищение половых органов. Не стоит переживать по этому поводу

Период полового созревания подростков длится в среднем 5-7 лет. Дети акселераты проходят этот период быстрее тех, у которых развитие замедляется.

У подростков, созревающих медленнее, часто возникают проблемы в сфере эмоций и формирования личности. Иногда доходит до депрессии, вызванной невозможностью идти в ногу за сверстниками в физиологических изменениях.

Подростки начинают беспокоиться о своей внешности. Девочки стыдятся груди, а мальчики, например, акне и мутации голоса.

Если созревание происходит слишком быстро или слишком медленно – это требует специализированного лечения.

Особенности физиологии, характерные для созревающего подростка:

  • Контур и пропорции головы достигают значения очень близкого к конечным.
  • Стираются постепенно функциональные и морфологические различия систем и органов в отношении ребенка и взрослого.
  • Происходит окончательное формирование скелета.

Особенности в зависимости от пола:

  • У мальчиков происходит гиперплазия плечевого пояса и мускулатуры.
  • У девочек происходит гиперплазия подвздошной кости и жировой ткани.
  • у мальчиков наблюдается тенденция к головокружениям и обморокам
  • у девочек возникает капризность, могут возникнуть проблемы в школе.

У обеих полов наблюдается повышенная чувствительность организма к влиянию внешних факторов. Зачастую углубляют или образуются новые дефекты осанки и нарушения опорно-двигательного аппарата. Рост и у мальчиков, и у девочек не происходит гармонично.

Период полового созревания подростков является периодом многих проблем. Поэтому важно обеспечить оптимальные условия жизни ребенку.

Подростковый период заканчивается достижением биологической зрелости и, следовательно, способностью к дальнейшему размножению. Зрелость биологическая еще не означает, что ребенок уже полностью взрослый.

Ум остается по-прежнему, как у ребенка. Ребенок не готов психологически к репродукции. Не готов к самостоятельной жизни, не умеет в полной мере функционировать в обществе.

Значительную роль в психической подготовке ребенка к взрослой жизни играет семья и школа. Они также помогают формировать личность, обуздать эмоциональное состояние и объясняют сложные вопросы из сексуальной сферы.

Подросток получает указания, необходимые для определения своего „Я” – системы ценностей и жизненных целей.

Половое созревание мальчиков

Физиология мальчика отличается от физиологии девочки, поэтому созревание их выглядит совсем по-разному. Созревание у мальчиков характеризуется тем, что в этот период происходит более интенсивный рост, чем у девочек.

Наблюдая детей дошкольного возраста, можно отметить, что мальчики ниже ростом, чем девочки. Мальчики созревают иначе, чем девочки – они позже входят во все фазы созревания, позднее происходит также фаза интенсивного роста.

Но, когда она наступает, можно отметить у мальчиков более интенсивные изменения. Происходит быстрый рост костной ткани.

С началом подросткового периода в организме начинается настоящая гормональная буря. Изменяется состав крови. Выделяется тестостерон, повышены параметры содержания в крови гонадотропина.

Примерно в 11 лет начинают развиваться яички, меняется структура и пигментация мошонки.

Около года спустя, увеличивается пенис, в крови повышается уровень мужских гормонов, называемых андрогенами.

Тринадцатый год жизни приносит с собой дальнейшие изменения, появляются первые волосы на лобке и вокруг основания полового члена.

Другим знаком, заметным для окружающих и свидетельствующим о вступлении в этап полового созревания является появление волос на лице ребенка и под мышками.

У мальчиков пик созревания приходится на 14 год жизни. Наблюдается мутация голоса, связанная с удлинением гортани и голосовых связок. В этом же возрасте наблюдаются также первые поллюции.

Интенсивное развитие замедляет свой темп примерно в 16-18 лет. Половые органы, а также соматические особенности, как ширина таза, плеч и высота тела получают свои окончательные значения. Также завершается процесс оссификации скелета.

Половое созревание девочек

У девочек этот процесс начинается приблизительно на два года раньше. Девочки в определенном возрасте выше мальчиков, а это связано с быстрым ростом костей.

Процесс полового созревания у девочек начинается примерно в 10 лет. С увеличением длинных костей расширяется таз, растет жировая ткань, округляя плечи и бедра.

Примерно в 11 лет у девочек происходит увеличение молочных желез. В этом же возрасте у девочек появляются первые выделения из влагалища, под влияние эстрогенов.

Выделения из влагалища слизистые с кислой реакцией и запахом. Их появление свидетельствует о переходе в следующий этап – полового созревания.

Начинается этап полового созревания девочек непосредственно с появлением первой менструации. Появляется она примерно в 12-14 лет. Конечно, могут быть отклонения от этого срока.

Климат, образ жизни все это влияет на функционирование молодого организма.

Первые менструации возникают чаще всего без овуляции. Она начинается тогда, когда яичник способен вырабатывать и высвобождать яйцеклетки. Часто овуляция и менструация не совпадают во времени.

Выравнивание этих процессов происходит на протяжении около 2 лет. Менструальные циклы у девочек отличаются от менструаций у взрослой женщины. Менструации бывают нерегулярные, их сопровождают головные боли, боли в пояснице, усталость, спазмы в области живота.

Возраст 11-12 лет также характеризуется появлением волос вокруг половых губ. Появляется рост волос подмышками. Начинают формироваться груди.

Последняя фаза периода полового созревания девочек – это этап взросления. У девочек начинается примерно в 15-16 лет и продолжается до 18 лет. Менструальные циклы становятся регулярными, они совпадают с овуляцией. Происходит окончательное развитие и соматический рост скелета.

Подростковый возраст является особым в жизни каждой женщины, когда возникает и развивается все то, что составляет ее женственность. Это процесс многолетний и разнообразный.

Разнообразие это зависит от генетических факторов, окружающей среды и образа жизни девочки. Девочка превращается в женщину.

Весь период полового созревания – это процесс многоступенчатый, в котором формируются, соответственно, физические характеристики, способность к выработке половых клеток, а также психика.

Ребенок начинает расти, появляются вторичные половые признаки, меняется тембр голоса, цвет лица, способ перемещения и жесты.

Процесс формирования проходит в разном темпе у каждого подростка, но если отставание или опережение в развитии очень значительное, то следует проконсультироваться у врача.

Про физиологические особенности подростков в период полового созревания мы объяснили, желаем здоровья и счастья в будущей взрослой жизни!

В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей. Подростковый возраст – долгий переходной период, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:

  • повышенная чувствительность к оценке посторонних;
  • предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;
  • противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;
  • эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 18 лет (± 2года). Все психологические изменения обусловлены физиологическими особенностями подросткового возраста и рядом морфологических процессов в организме. Все перестройки организма напрямую влияют на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности.

Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста

  1. Большие изменения происходят в эндокринной системе, что приводит к быстрому и непропорциональному росту массы и длины тела и развитию вторичных половых признаков.
  2. Сложные процессы структурных и функциональных изменений происходят в центральной нервной системе и внутренних структурах головного мозга, что влечет за собой повышенную возбудимость нервных центров коры головного мозга и ослабление процессов внутреннего торможения.
  3. Значительные изменения наблюдаются в органах дыхания и сердечнососудистой системе, что может привести к различным функциональным расстройствам (утомляемость, обмороки).
  4. Активно развивается костно-мышечная система: завершается формирование костной ткани, увеличение мышечной массы, поэтому в подростковом возрасте очень необходимо правильное рационально питание.
  5. Завершается развитие пищеварительной системы: органы пищеварения крайне «ранимы» ввиду постоянного эмоционального и физического напряжения.
  6. Гармоничное физическое развитие всего организма является следствием нормального функционирования всех систем органов и оказывает влияние на психическое состояние подростков.

Социально психологические особенности подросткового возраста

Психологический аспект подросткового возраста выходит на первый план. Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью. Ощущая свои физические изменения, подросток пытается вести себя как взрослый. Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, он не признает поддержку взрослых. Негативизм и чувство взрослости являются психологическими новообразованиями личности подростка.

В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего - то поведения или моральных ценностей.

Особенности характера общения с родителями, учителями, одноклассниками и друзьями оказывает значительное влияние на самооценку в подростковом возрасте. Характер самооценки определяет формирование личностных качеств. Адекватный уровень самооценки формирует уверенность в себе, самокритику, настойчивость, или даже чрезмерную самоуверенность и упрямство. У подростков с адекватной самооценкой обычно более высокий социальный статус, нет резких скачков в учебе. Подростки с низкой самооценкой подвержены склонности к депрессии и пессимизму.

Зачастую учителям и родителям нелегко найти правильный подход в общении с подростками, но учитывая возрастные особенности этого возраста, пути решения всегда найти можно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: