МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ: ОТ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ

28 марта 2021 г.

Одной из самых актуальных проблем, с которой сталкиваются молодые педагоги в нашем обществе, является проблема адаптации и дальнейшей самореализации.С этой проблемой пришлось столкнуться и мне.

Что такое адаптация? Это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него условиях труда. Это первый шаг к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным.

Всем известно, что на профессиональное развитие личности оказывают решающее влияние первые годы работы, которые могут определить всю дальнейшую карьеру молодого педагога, а в некоторой степени и судьбу.

Расскажу коротко о своей педагогической деятельности: я пришёл работать в муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Барятинская средняя общеобразовательная школа» в 2016 году на должность учителя истории и обществознания после окончания института истории и права Калужского Государственного Университета по специальности «Педагогическое образование «История».

Придя на работу, мне был предоставлен ряд общепринятых процедур для того, чтобы я влился в коллектив:

- было выделено рабочее место, рабочий кабинет.

- меня познакомили с коллективом школы. Все педагоги, работающие в школе, в своё время были моими учителями и мне было легко найти с ними общий язык и наладить профессиональные отношения.

- познакомили  с традициями школы, стилем общения и взаимоотношения, принятыми в организации. Поскольку я учился в этой школе с 1класса,  все традиции школы мне были хорошо знакомы.

- познакомили с основными документами и локальными актами школы, провели инструктажи по технике безопасности при осуществлении профессиональной педагогической деятельности.

В первое время, у меня возникали определенные трудности в налаживании межличностных контактов с родителями обучающихся, с детьми. Были сложности в работе классного руководителя. По этому поводу, хочется сказать одно: нужно больше набираться опыта работы: изучать опыт работы коллег, посещать родительские собрания у коллег, изучать специальную литературу, в которой подробно описана работа с семьями и детьми.

В процессе моей адаптации, я принимал участие во многих мероприятиях как в школе, так и за её пределами. За 5 лет работы  мной были посещены такие мероприятия, как Декада молодого педагога в Калужской области, областные семинары по работе с молодыми специалистами, уроки коллег-педагогов, школьные педагогические советы, семинары, круглые столы, экскурсии, выставки. А также  я принимал участие в работе педагогических советов, что оказалось довольно ответственным делом для меня. В рамках повышения квалификации я обучаюсь на курсах повышения квалификации работников образования и на этом не собираюсь останавливаться, хочется поступить в магистратуру.

Немаловажную роль в процессе адаптации педагога играет отношение со стороны руководства. Со стороны администрации моей школы, мне также была оказана методическая помощь в проведении уроков, работе с родителями, в воспитательной работе с классом, в ведении школьной документации, работе с электронным журналом.

Администрация школы привлекала меня к проведению общешкольных мероприятий.

Советую молодым педагогам, если спустя некоторое время руководство доверит вам самостоятельный участок работы или поручит ведение собственного проекта, не упустите свой шанс и со всей ответственностью подойдите к решению поставленной задачи. Положительный опыт решения самостоятельных задач не только повысит вашу самооценку, но и поднимет ваш авторитет в коллективе. Но вместе с тем, не стоит брать на себя непосильное. От своих коллег, нам молодым педагогам, чтобы не испытывать эмоциональный дискомфорт, нужны только доброжелательность, понимание, помощь и поддержка.

Особую роль в процессе адаптации, конечно, играет наставник, который должен быть и учителем, и советчиком, и партнёром, и другом. Моим наставником стала Сулукова Светлана Ивановна, учитель с большим опытом работы, которая в своё время, когда я учился в нашей школе, была моим учителем истории и обществознания, а сейчас является моим наставником. Мне было легко найти с ней общий язык и наладить контакт при работе. Благодаря её помощи, я в довольно быстрый срок смог освоиться на рабочем месте, разобраться с программным материалом по предметам, методике преподавания, основными нормативными документами, и тем самым, чувствовать себя комфортно.

Хочется также поблагодарить учителей истории и обществознания Тарасову Валентину Афанасьевну и Афанасенкова Семёна Ивановича, которые заложили основы для моей будущей профессии.

Большую поддержку молодым педагогам и молодым специалистам на селе оказывает правительство Калужской области: существуют 2 основные программы поддержки молодых специалистов и педагогов от областного молодёжного центра и Калужского государственного института развития образования: денежные выплаты за очередной год стажа работы, которые выплачиваются первые три года работы в школе и с каждым годом размер денежной выплаты как молодому педагогу и как молодому специалисту на селе увеличивается на 10 тысяч рублей.

Если сотруднику понравится в коллективе, он не будет искать новое место работы, будет отдавать все свои силы, знания, умения, талант, навыки для того, чтобы себя реализовать в профессии и  будет работать так, чтобы коллектив мог гордиться своим сотрудником!

А.В. Романов, учитель истории и обществознания МКОУ «Барятинская СОШ».

Наверх